Тема: Роман «Преступление и наказание» 1866

Г это годы великих романов.

«Преступление и наказание», «идиот», «бесы», «подросток», «братья карамазовы».

Литература:

1. А П Скавтымов «Записки из подполья» среди публицистики Достоевского.(нравственные искания русских писателей. М 1982).

2. К. Мачульский Достоевский жизнь и творчество. (Мачульский Гоголь. Соловьев. Достоевский. М. 1995.с 219-562)

3. С В Белов. Роман Д Преступление и наказание:комментарии. М 1985.

4. В.В.Кожанов. Престувплене и наказание Достоевского. Три шедевра рус классики. М 76.

5. Ю.Корякин. Самообман Раскольникова. М 1976.

6. М М Бахтин проблемы пожтики Достоевского

7. Р.Лаутан. Философия Д в истематическом изложении. М 1996.

8. Симанеттта Сальвестрони. Библейские и святоотечески источники романов Достоевского. Спб, 2001 (С 19-50).

идея о том,что роман Л-это идеологич роман,рождена отечест исследователем Б М Эльнейгардтом. Эйнельгард утверждает,что главным героем все 5 последних романов гл героем явл идея. Идея живет в герое,она придумана героями. Своя идечя в князе мышкине,в подростке и не одна..в Лужине, Свидригайлове,Карамазове,Зосиме. Сюжетом романа равит идея. Она постепенно овладевает душой героя,но и его чувствами,переживаниями,тношениями с др героями и персонажами,определяет всю сердцевину романа. Жанр романа Д — идеалогический.

Сут идеи раскольникова в том,что в ней живет 2 аспекта. Сочетсается гуманная и аристократическая жизнь. Любовь,сострадание к людям,презрение к ним. Он делит человечество на 2 разряда:твари дрожащие и право имеющие. Твари дрожащие появ у пушкина «Подражание корану».только правл имеющие обладают инициативой и способны соединит ситуацию. Дузовный план магомед,социальный-наполеон.все доведено до крайности. Твари ничего изменить не могут,они рабски лишены инициативы. Спасать тварей могут наполеоны или магометы.

Суть идеи раскольникова в том,чтобы спасать человечество,тварей дрожащих. Раскольников желает проверить какой он. Теория раскольникова придумана в подполье. Роман начинается сразу сдействия,с пробы раскольникова.

В финале романа сон на каторге.р сердцем прозревает. Осознает причину своего падения,что заражен ядом гордыни. Мечтает о прощении, желает быть в числе избранныи при всех диссонансах не отказывается от своей идее. Его аристократич теория «наполеона» пренебрежена относится к тварям дрожащим. Теория подтверждается арифметически,как дважды 2 4. сама идея не рухнула в его сознании. Жизни подталкивает Р к пробе,и жизни дает аргументы в пользу продуманной им идеи.

1. встреча в кабаке с мармеладовым

2. разговор за соседним столиком

3. встреча с девочкой на бульваре

4. письмо от матери о дуне.

Т о преступление р слилось воедино в слож клубок обстоятельств. Унижение соц-растоптанного чел,эгоистич самоутверждения. Основная тайна не в самом преступлении,а в его мотивах. Р не целиком придавлен своей идеей. Ему свойственны непосредственные благородные чувства: горячее сострадание к бедным, неприязнь к расчету...

бесчеловечная идея не сломала его.

Убил беременную елизавету. Незадолго до этоо она обменялас крестиками с соней мармеладовой=они духовные сестры.

С одинокостью связано важнейшее свойство романов Достоевского- полифонизм!(комарович. Статья 22 года)

Отражается суть человека в новых условиях жизни.

Бахтин 28 год проблемы поэтики достоевского.

Суть полифонизма,т е многоголосия романа достоевского в крупных муз формах(симфония,опера,оратория) означает,что рядом сосуществуют голоса разных музыкальных тем. Но это многоголосие в музыке составляет основу сложнейшей гармонии. Голоса параллельно существующих сознаний автора или героев сосуществуют как бы автономно. Как бы независимо от автора. Т к автор дает своим героям правл свободного высказывания. Автор не полавляет их правды,не стоит над ними,как творец,который может вмешаться,исправить, авторская позиция конечно выражен в романе,но не публицистически,не прямо,а эстетически.. любимые приемы Д:сны,система характеров,их композиция, прием идеалогических двойников и аппоненов главного героя.

Борьба с самим собой-это мучительный процесс помтижения человеком возможностей своей натуры. Большая роль- сны. Они выявляют скрытые от самого героя подсознательные чувства

сноведения героя,кроме последнего сна о трехинах(аппокалиптический). Остальные сны составляют триаду,связанны общей темой насилия. 1Сон-накануне преступления. Р видит картину из детства...этот сон свидетельствует о том,что у будущего убийцы нежное сердце, и что он врядли способен вынести задуманное им преступление. Мысль о том, что он не победитель,а жертва- в 3 сне. Он пытается повторно убить старуху,а она не поддается. Старуха его доканала. Только теперь он понял, что убил себя,а не ее,а что собственая совест карает его. Сон о золотой мечте,африканский. Песок,ручей,чистая воды-ассоциация с пушкинскими мотивами.

В системе характеров главное средство выражения авторской оценки- прием идеалогических двойников раскольникова. Лужин и свидригайлов,их неожиданное внутреннее сближение с Р. Это сближение упрощает и дискридитирует его идею. Герой с ужасом обнаруживает родство со своими двойниками. Схожесть в мыслях, утверждение с ним самим. Все усилия человека д б направлены только на личное преуспевание и обогащение(лужин).

Свидригайлов доказывает отнгосительность всяких этич норм,всезависит от угла зрения,широты мышления... убил и убил,не надо мучаться! Родион хочет даже что-то позаимствовать у Свидригайлова. Циник,давно задушивший в себе нравственное чувтвор. Свидриг путь к самоистреблению гл противники-следователь порфирий петрович и соня. Диалоги с ними(пог 3 с каждым0 составляют основные сюжетные звенья романа. У порфирия тот же гуманизм что и у Р. Он обращается с живым человеком как с психологич материалом. Соня-гл противник и единственная опора. Он видит в соне человека духовно близкогоо.изгоя общества. Он расчитывает найти единомышленникцу,ав встречает человекаа не согласного с ним ни в чем. Эгоизму р противопоставлен сонинр альтруизм. Пожертвоват собой ради других. Стержень жизни сони- вера в Христа. Образ сони-перифразх сюжета о марии имагдалине. Вера сони прекрасно выражено в чтении текста т воскрешении лазаря. Это наме к на возможность воскрешения живой души радиона расколникова. Убийца и блудница сошлись за чтением книги- центральный символ романа,утверждающий исцеляющую силу романа. В поединке с Р. Соня побеждает не логикой,а любовью,тем,что становится необходимым для него. Р и Соня как антогонисты оставлены в романе в равновеликое поло\жение композиции. Обоим Д дает право высказать свои убеждения до конца. Автор нигде прямо не показывает,на чьей он стороне. Это и есть проявление структуры полифонического романа. Но объективность у Д сочетается с неприменным судом от автора. Этот суд начинается в исходной точке. И в конечной точке во всей сюжетно-композиционной структуре. В частности вопрос о том,ко прав соня или раскольников не двусмысленно вопрос решен в эпилоге романа. Кога позиции героев решаеются мнением народным. Нельзя невидеть автобиографизма того,что происх с героями в каторге. Каторжники открыто говорят о ненависти к раскольгникову. В соне же они инстинктивно почувствовавли свою сестру,заступницу. Воскресение героя,живой души Р начинается тогда,когда его какая-то сила вдруг бросила к ногам,коленям сони. Так начинается любовь к другому человеку.в целом же роман завершается тем,что автор оставляет геро на пороге грядущео душевного перелома, т е постепенного но обязатнельного духовного перерождении,воскресения. Роман заканчив открытой композицией,нет конца. Р видит перед собой как бы ьиблейскй пейзаж.. этот роан сосредоточен на внутреннем мире героя. Всякое внешнее описание-это лишь некое оконцо,через которое можно увидеть состояние персонажей. Психологич атмосферу создает и особый колорит,доминирующее сочетание цветов и оттенков. Желтый оттенок в комнате старухи.во сне Р. Красное лицо,рбашки,окровавленная морда лошади.у сони огарок свечи-это свет во тьме,символ света.пробивающего в жизнь героев,знак духовного просветления. Косые лучи заходящего солнца,символ вечности,будущей жизни. В романе легко выделить слова символы,ключевые слова:проба,тварь дрожащая,вечная сонечка,человеку пойти некуда. Д символизирует и детали быта: платок у мармеладовых,символ лестницы,символич жесты,персонажипоклоны,подчеркнутое молчание,признание взглядом,символы культурв:лейтмотив воскрешения лазаря,новый иерусалим,дом копернаумов. Символы пространственно-временных деталей6НЕОБОЗРИМЫЕ СТЕПИ ЗА ИРТЫШОМ.

1868. идиот.

Решает безмерно трудную задачу-изобразит прекрасного человека. Прекрасное есть идеал,а идеал далеко не выработался.на свете есть 1 положит прекрасное лицо-это Христос. В литературе- Дон Кихот. Но он прекрасен единственно поому, что в то же время и смешон. Д в числе прототипов называет Пиквика у Диккенса, Жана Вольжана(отвнерженные)

ПРИ СОЗДАНИИ образа князя христа автор ориент-ся и на рус культуру. Образ подвижника-старстоперца,а в 19 в этот образ у пушкина,тургенева,некрасова.лескова. Исследователи установили и ряд истори ч прототипов Мышкина:

1. то,что вытекает из имени и отчества Мышкина — Лев Николаевич. Главный прообраз — это христос. Это не означает,что М литер воплощением образа Христа.

Замысел не в том,чтобы показать очеловеченного бога,а в том, чтобы представить человека,способного следовать идеалу самопожертвования. Этот идеал нах в противоречии. Закон личности связывет его,мешает ему.

Князь мышкин—земной человек.способный вместить в себя комплекс Христа.с первых страниц романа автор фиксирует особоый склад сознания своего героя. Князь удивительно легко вступает в разговоры. Внимательно слушает собеседника.

Мышкин сразу направляет беседу в область общечеловеч национальных интересов,в сферу сущностного. Так в повести рогожин и леюедев пытаются обидеть его. М не замечает насмешки,отвечает искренним тоном,замечая важность откровенного признания,сердечного отношения к исповеди. Он говорит так со всеми. Очень быстро переводит разговор о вере- в то,как мало ценится жизнь человека,как бесчеловесна смертная казнь. Живет в мире сущностных,бытийных вопросов. Масштабно бытийное мировидение мышкина,оно детерминировано в романе психологич опытом князя. Он с детства страдал тяжелым психич расстройством. Распохнал свою ситуацию как пограничную. Длит болезнь каак смерть,выздоровление,как отмена смертног приговора. Как просветление его человеч природы христианским светом любви. Герой Д противопоставлен всему обществу. Он самоумоляется,все поклоняются деньгам,а он раздает деньги врагам и обидчикам. Князь не прто добрый и правдивый человек,попавший в царство зла и обмана,а он идиолог,выступающий с проповедью. У мышкина ест своя идея, программа. Он вернулся в россию,чтобы попытаться восстановить падших через общую любовь и сочувствие к ним. Консолиироват мир на основе деятельной крестьянской любви. Эта идея была опробирована в Швейцарии. Научил детей не презирать падшую девушку,а окружить ее заботой. Истоия мари-сопоставление с марией магдалиной. Поступки князя-новая творимая на чит глазах творимая мифология. К чему герой не прикасается- всегда оставляеьт неизгладимый след. Рагожин,который замышляе пкушение на кназя,теряет всю злобу. Прямые противники князя вдруг превращаются в его друзей. Но все эти чудеса происходят только в присутствии главного героя. Стоит ему отойти -как егоистич страсти снова разделяют их,но более всего Д занимает не проблема возрождающего влияния князя на людей, а вопрос о том,до каких пределах может дойти человк в христианском смирении. Узловые эпизоды романа построены как ситуации испытания. То покушение на жизнь м,то на любовь, а в закл сценах-покушение на его совесть. М до конца остается вернм любви-жалости.лежа возле тела настасьи он утешает рогожина. Автор не ставит под сомнение свой идеал. Причиной того,то князю не удается никого спасти в россии-оказываютс духовные установки других людей. Безмерная людская гордыня. Самолюбие-вот 2 тяжелейших духовных недуга. Красота Н филлиповны могла быть спасительна. Сила ее красоты и звращена жаждой мести и разрушения. Она пробует спасти себя,уступает его аглаи,гордится тем,что она лучше Аглаи!это тоже гордыня. ГордынЯ в конечном счете и погубила и ее и князя..

Бесы. Достоевский предсказал,что политика,тоталит обьщество начинается с культа вождя. Петр верховенский один из идеологов смуты понимал,что организовать смуту в одном русском городе можно хитростью и авторитетом. Но ч обы вызвать всенароднй бунт надо дать народу великого человека.и он предлагает статьь иваном царевичем ивану ставрогину. Ставрогин внешне красив и загадочен,силен и бесстрашен,но он совсем не способен любить других людей,страдать за них. Достоевский понмиает,что для народа такой избавитель-сила губительная. Эта символич мысль выражена особьенно остро с помощью образа юродивой марии лебядкиной. В ней можно видеть олицетворение чистой народной души,плененной чрами обманного суженного. В душе героя вместо князя Ясного сокола она находит в ставрогине самозвана,способного шагать по трупам. Д в письме к публицисту М Н Каткову заметил, что ставродин и злодей и вместе стем лицо трагическое. Щенников пишет,что ставрегин загадочный герой во всей рус литер. До бесов такой загадкой оставался Печорин. Ставрогин человек очень одаренный интеллектуально. Он внушил идеи и кириллову и шатову и верховенскому. Ставрогин -э то редкая сосредоточенность воли,исключительное самообладание. Это человек дела,все от него ждут нового слова и необыкновенного поступка. Но его экстравагантное повеление не удовлетворяет этих ожиданий. Склад впечатление что он герой печоринского типа. Он ищет выхода воим незаур силам в том,что он ипотирует общество, раздражает людей. Достоевский образом ставрогина подводит черту под целым рядом русских бунтарей,страдавших от уродливо выраженного честолюбия.для С самое важнеое добиться признания и восторга людей,ему нужна особенная власть над ними. Самое важное-добиться власти. Но другиелюди ля него лишь материал для его психологич экспериментов.для пробы его сил.при этом акты его самоутверждения временами преступны. Росление ребенка,согласие на убийство жены-провокация зла,но втсаврогине живет иная потребность,внутреннего очищения и перерождения. Романный средний характер.он жаждет покаяться и нести свой крест. Саврос-крест по гречески.но могучая воля ставрогина оказывается бесплодной. В нем поражает бессилие сильной личности,обреченной на самоистребление. Причина этого психологич фатума это нравственный разрыв личности снар почвой и атеизм.самоубийство имеет катарсический смысл. Сама живая жизнь не выносит такое предельного нравственного распада. Таков главный герой романа. Иной тип честолюбивого,благородного человека являет собой инженер кириллов. В этом чудаке,стоящем в стороне о революц движения и убивающем самого себя из идейных соображений,в кириллове м быть сильнее всего сказывается дух времени,нетерпение и аскетизм народовольцев. Роман нетерпения. В отличие от политич борцов кирилов видит источнк всех бед не в общественном строе,а в самой основе бытия,а именно в ом,что любовь человека к жизни соединяется с привычкой страдать и бояться высшего существа:бога. По идее надо бросить богу вызов,отказаться от веры в него,от боязни того света и обожествить самого себя. Он провозглашает культ человека бога. Исполнение этого культа он хочет начать с принципиального самоубийства,он хочет убить себя. Он сам бог. Акт самоубийства. Еще один тип правдоискателя,чистолюбца,мучающегося идеей бога выступает студент Шатов. Страстно утверждает мысль антикирилловскую,истина в Христе. Носитель ее- русский народ. Обожествляя русский народ шатов продолжает традицию народопоклонничества,котор исповедовала русская интеллегенция,особенно в 50г. Но в русском миссианстве есть и националистич оттенок. Притязание на некое избранничество национальное. Этот оттенок и в почвенничестве достоевского. В Бесах совмещаются 2 жанровые традиции: памфлета и философского романа.отсюда 2 эстетич пафоса произведений:комическое разоблачение политич самозванцев от петра верховенского до николая ставрогина, трагическое самовыражение личности жаждущий последней крайней свободы.

1873-77.Достоевский издает оригинальный ежемесячник «Дневник писателя»-это журнал одного автора. В дненике проявл блестящие пубдицистич способности автора,привлекшие широкую чит аудиторию. Цель дневника-формирование общественного мнения. В конце посл трети века жива мысль,что писатель в россии больше,ченм писатель.ю достоевский стремится откликаться на вс примечательные события,которые порождают духовную и нравственную физиономию совр лющ-ва. Самые главные темы-повсеместная жажда наживы,хищничество,аморализм,утрата идеалов,разобщенностьи бездуховность лдей в росии как следствие целавя волна самоубийств. Д не может принять совершающийся вроссии переворот за ход истории. Д до конца дней верит,что предназначение россииявить образец митрного обновления,всеобщего согласия людей на основе христовой истины. Эта мысль выражена в речи на открытии памятника пушкину в москве.достоевский публикует и свои худож произведения,рассказы и очерки: «кроткая», Бабок, Сон смешного человека, которые образуют некую фантиастич трилогию. Худо малые тексты Д в дневнике писателя можно назвать егомаленькими трагедиями. Они близки к пушкинским своей емкостью и глубиной. Исследование вечных вопросов.

«Братья Карамазовы».

Последний незавершенный роман был написан в 79-80гг.его можно назватьитоговым произведением писателя. Полу3чают воплощение многие идеи творчества. История Карамазовых-это не просто семейная хроника,это универсальный роман-трагедия. Эпич произведение о прошедшем(Отцы),о настоящем(дети) и буд,филоософской поэмы,поучений,исповеди,идеаллогич диспутов и судебных речей-все это определяет уникальность жанрового своеобразия братьев карамазовых. Философия и психология. Выбор между соц-м или христианством,извечная борьба божьего и дьявольское, темаотцов и детей,такова философская и нарвстаенно-психологич проблематика. Еще в сибири достоевски й осознал гл и трагич конфликт века борьбу между верой и неверием.

Этими трагич сомнениями,качаниями между верой и бунтом против бога,против мира,коорый бог якобы плохо создал,Д наделяет почти всех воих герое идиологов,но наивысшего напряжения эти вопросы,сомнения, достигают в 5 книге братьев «Про и контра» и центром становится глава Бунт и поэма о великом инквизиторе. При этом бунт ивана оказ таким убедительным,что у автора полифонического роман не находится прямых убедительных конраргументов. Автор отвечает своему аппонетту герою,используя худож целое текста. Текущая русская действительность преображается Д в духе фантастич реализма или реализма в высшем смысле этого слова. Д был убежден,что неи нужно придумывать Шекспировских страстей и ситуаций. В каждой капле таятся страшные страсти,надо их увидеть и представить. Уголовные преступления связываются в романе с великими мировыми вопрсами,извечными философскими проблемами. Действие романа движетс ямежду 2 судами монастырским старцем Зосимой и судебюным процессом над Дмитрием. В речах старца Зосимы и в закл роман судебном разбирательстве осущ суд над русским человеком вообще,раскр-ся причины его нгеустроенности,проблематичности его судьбы. Старец зосима улавливает в членах семьи глубокую раздвоенность,потребность к вере и склонность ко лжи. С имнем отца семейсва Федора связывается особое явление русской изни,КАРАМАЗОВЩИНА.это такой же нариц образ как обломовщинаи т д.

карамазовщина=это безудержность желаний,вседозволенность,примтивное своеволие. Это явление еще более опасное,это откровенное бесстыдство,открытая защита права на бессчестие,вызов религ морали. Аморализм предст в романе,как порча рус нац духа в эпоху массовой потери высших идеалов.

В 4 кн надрывы собраны персонажи более высокого морального уровня,они дорожат честью,стремятся поступать благородно,но добродетели их натужны,их поведени е определяется общей болезнью закоренелой гордынью и индивидуальной замкнутостью в себе. Это катерина ивановна,уверяющая всехз,что самоотверженно любит митю,но в ее любви больше местии желание показать превосходство. Отец феропонт-сявтость на зависти и тщеславии. Госпожа хохлакова,снегиревы с их болезненной амбицией. На 3 ступени даются герои,к-е проблем личного поведения ставят в связь с общемировыми законами. Зосима, Иван,Дмитрий,Алеша. 4 брата по мысли Д,это 4 наиболее характерных типа нравственного сознания.4 типа дух деят-ти,поразнь изображенных в предыдущ романх писателя. Иван -теоретик и атеист,идеолог и смелый аналитик бытия. Сердяков-практик,делец,оправдывающий любое преступление. Дмитрий-весь фанатик,человек безудержных страстей. Ищет опору в натуре человека,в сердце своем. Алеша-тип органически нравственный. Это человек с выстраданным идеалом,с надежной жизненной позицией.это живая сила.

Сначала каждый излагает свое жизненное кредо. Позиция Дмитрия- горячее сердце в его исповеди. Исповедь Ивана составляет ядро книги 5 про и контра,бунт и великий инквизитор-философскаякульминация романа. Наиболее последовательно выражена идея отрицания бога и обоснование устройства мира без ьога. Кредо алеши-заявлено в самом начале произведения. Выбранный путь обоснован в кн 6,и в исповеди старца Зосимы.

Заетм позиции каждого из них подвергаются испытанию в критич ситуации. Сначала-вера алеши,человеч потенциал Дмитрия,способность ивана понять глубину своего падения. В закл 12 кн суд ошибка свнова собраны герои и все позициии и подвергнуты они публич су3ду. Таков акомпозиц схема огромногот романа.

Дмитрий. С его образом связана проблема нравственно-религиоз возрождения человека. Это основная проблема.

Впервые эта проблема прозвучала вмертвых душах. Дмитрий-трепещущая русская душа. Жаждущая собрать себя. Он видит в своем падении проявление общего закона жизни. Раздвоенность совр человека. Но это сознание не служит опревданием,не утешает его,приводит в отчаяние. Он сознает ценностьт всякого человека,но и любого человека он может обидеть.акцентируется религ чувство.оно подлинно. Понятие о мировом порядкеп основано на вере в бога,это в крови,это и спасет героя. Он ненавидит отца,но не может поднят на него руки. Перерождение начин до ареста по подозрению в убийстве.ю в нем живкет жажда высшего порядка. Перемены проявл и в любви к ругеньке. Но стоило ему узнать,что она убежала к первому,возникло чувство вины,прощения. Важен момент,когд он видит сон о погрелой деревн,ниших мужиков,плачущее дитя,возрождается через мытарство души. Способ познания противоположен мудрости ивана. Иван познает мир утем напряжен рефлексии. Хочет разркшить вопрос о смысле бытия. Его не удовлятворяют теогицеи. Иван не удовлетворен.отказывается принимаьть билет к высшей гармонии,к раю. Протест-яркое проявление гуманизма. Существование зла в мире доказывает отсутсвие бога.только карамазовской безудержностью можно спастись. Пытается дискредетировать в поэме о инквизитгре. Эта поэмы в прозе использует принцип средневековой мистерии сводить в поэтич произ на землю горные силы. Иван ссылается на данте,гюго и т д. В его легенде изображен христос,который вял людям в испании 16в. Иван интерпритирует еванг сюжет о искушении иисуса дьяволом,творит новый миф о столкновении христа и антихрита. Христо отверг 3 искушения дьявола..хлебом,силой чуда и печом кесаря.христос хочет свободной веры людей,любви к нему. Свобода как образ божий в человеке. Никогда христианство не выставлялось с такой силой,как религия духовной свободы. Фантазии ивана тсали предсказаниме мистификаций 20 века. Это теория победившего соц-ма,нацизм..

в поэме ивана Д отразил эсхатологизм,свойственный ркус интеллигенции 19в., т е устремленность к граду грядущему. Иану мешает возродиться его презрение к людям,глубокий скептицизм. Сцена разговора ивана с чертом в кошмаре-борение с богом,мучительная борьба веры иневерия в душе героя-идеолога, смердяков и черт-двойники ивана. Окончательное возродждение так и не совершается,белая горячка.

Образ алеши это последний опыт писателя в решении проблемыф положительн прекрасного. Труднейшая задача. Его христ любовь постоянно проверяется втроримом алешей добре. Жизнь начинается в осознании себя мирским человеком. Он открытмиру,доверяет людям. Умеет видеть в любом человеке носителя лика божьева. Зосима отправл алешу в мр в качетсвеп борца хрисовой браи,перевоспитание других людей. Алеша не истязает себя ни постом ни молитвами.

Достоевский считал алешу первым героем своей книги. Но гл книга д была стать 2 томом о алеше как гл герое,но эта часть недописана. Выразителем авторской программы в романе стал и зосима.гл идейный аппонет ивана. Зосима более всего оьеспокоен тем,что в мире угасает мысль о служении человечкеству,о братстве людей, период разъединения может завершиться тогда,когда люди будут думать о личном самоусовршенствовании. Для зосимы мир прекрасен,горманичен. Каждая пылинка чедесна и славит создателя.

Емклое и представит самосознание Д создает универсальные типы личности. Именно идеи страсти воплощают представительность персонажей. В каждом романе человек сталкивается антитезой, скептика рационалиста и энтузиаста,преданного идеалам добра. Энтузиаст не борец и не реформатор,а подвижник религ веры. Он представлен в 2 модификациях, мечтателя и нового человека идеального христианина, д изобр 2-ть человека,духовное раздвоение разных личностей,как следствие перехода в рус истории. В эту эпоху люди теряют основы,переходят к атеизму. Серджце человеч-поле битвы бога и дьявола. Специфика как мистич реализм. Существ особенность творч принципов писателе. Специфика реализма в постоянной ориентаци писаьеля на трагич состояни е мира. Роман Д-синтетич по воей структуре. Помимо традиц сост-х,это еще и роман философский,идеалогический. Полифонизм,множественность субъектовсознания,самост голосов,это относит независимость героев в отношении к автору. В поэтич структуре авторская воля и оценка выраж не прямо,а косвенно.

22мая 2012.лекция

творчество Г.И Успенского. 1843-1902. похоронен на мемор волковом кладбище.

Оказал влияние на развитие нравствнного уровня в россии. Это был настоящий художник, очеркист, в литер вступил как новатор в сфере изображения народной жизни,тщательно изучая быт народа и его нравственое состояние.

Первым крупным произведением,принесшим известность стала книга очерков «Нравы Растеряевой улицы» 1866. здесь изображен тульский мастеровой люд,который находился в плену голода и нищеты. Автор показывает пореформенные времена,когда открывается возможность для реализации собственнических планов делового человека. Таким деловым человеком явл прохор Порфирыч,бывший оружейный мастер,перекупщик оружия,который с презрением относися к рабочим,упрекает их в перекобыльстве(питье водки на спор). Прохор великолепно разбирается в том,что дает новое время. Умный человек тут и хватает,гребет под себя. Жертвами прохора становится забитая масса рабочих,привыкшая размывать горе в кабак. Успенский изображает психологию рабочих,еще рабеющи при расчете,и потому они легко становятся жертвами предприимчивых людей. Растеряевец ниоткуда не видет помощи. Понятие Растеряевщина стало термином нарицатльным,оно обозначало психологию людей,растерявших человеч облик,ее воспитавших в себе челов достоинтсва. Это относится и к благополучным чиновникам и мещанам.писатель изображает иную форму русского самодурства,вытекающую из своеобразного взгяда на чел достоинство. Заставляли себя быть самодурами.старались раздражениями,сильными дозами алкоголя авозбуждать самодурные инстинкты. Понятие ставшее близким горьковскому- окуровщина. Это символ дремучего мещанского бытажизни,в которой нет условий лля формирования личности. Правда,успенский и горький по разному отражают это мир. У успенского преобладает скорбно-сострадательный юмор,у гоорького-трагизм жизни и сатира на нее. В нарвах растеряевой улицы сцены быта поданы с интонацией наивного недоумения,горькой насмешки. В этой интонации успенский продолж традицию гоголя. Активно использует сказ, подчеркивающий абсурдность поступков персонажей. Нет сквозной интриги,единого сюжета,автор использует пинцип циклизации,объединяя все одним героем,физиологией быта. На убеже 60-70 пишет цикл повестей «Разорение». ГЛ ТЕМЫ-РАЗРУШЕНИЕ ПАТРИАРХ СЕМЬИ,прежде живших взятками, изображение первых проблесков самосознания у рабочего человека.просияние ума.гл герой сидит втюрьмке,решается работы,он не успокаивается. Своими речами внушает чувство протеста. На этом этапе успенского занимает формирование нравственного сознания.успенский изучает преобщение рабочего к цивирабочие из демокр прозы. Этот процесс станет одной из гл тем горького. С 1873 начинается 2 период литер усп,сближение с народничеством,совершает собстевнное хождение в народ. Служит.тесное соприкосновение с нар жизнью позволило нап сать ряд очерков о деревне.эти новые очерки-смесь публицистики и худож литер. Очерк строится так:его рассказчик сталкивается с фактогм,который не укладывается в представл о деревне.рассказчик начинает искать этому факту объяснение. Т о идет худож исследование деревенской жизни. Сквозной мыслью стан утверждение соц антогонизма в деревне. Успенский первым увидел соц расслоение крестьян. Он показывает,как вторгается в село капитализм. Очерк 75 «Книжка Чехов» художника исследователя занимают не сами экономич отношения,а то,как они деформируют душевный строй сельского населения россии. Оно превращается в резервную армию пролетариата. Народники не зотели замечать проникновение капитализма в деревню. Они думали,что деревня спасется. Общинный строй спасет ее от капитализма. Этому он посвящает целый ряд очерковых циклов. Из деревенского дневника крестьянин и крестьянский труд, цикл «Власть замли 82.мы находим не только объективный анализ дерев быта,но и исповедь самого писателя.. несостоятельность надежд успенский обнаруживает на личном опыте. Он расказывает о мучительном процессе освобождения от народнических иллюзий. Авторских ход разгадывания тайн, загадка мужицкая психология.. успенский в своих очерках прослежвает процесс развития индивидуализма в деревне. Интересуют силы,дающие упорство в борьбе с природой. Такой скрепл силой явл земледельческий труд. Работа на земле-внутренняя потребность,условия духовного развития крестьянина.переоценивает влияние труда на чел и общ в целом. Из этой привычки успенский выводит и крестьянский фатализм и его патр быт и патриатизм большака в дерев семье. Конечно,устои семейно-общинной жизни определялись не только трудом,но и традициями старорусского быта. В очерке «кркстьянин и крест трудж»-отмечает,что поэзия труда на земле удовлетворяет собственические,нежели коллективистиские потребности крестьянина.природа учит земледельца признавать ее власть,как власть бесконтрольную,жестокую. В творчестве успенского сохр еще народнические иллюзии. Они более всего проявл в цикле очерков «Власть земли».вчерашний кресатьянин иван босых,порава с землей,утратил смысл жизни,списля,ослабел. Но успенский еще верит,что процесс пролетаризации деревни может быть остановлен.власть земли делает жизнь крестьянина цельной и осмысленной,соединякт его семью в единый организм.однако от власти земли рождается и мужицкая жестокость. Так мужик убивает жену,она мешает в хозяйстве и т д и хазяин не чувсвует себя виновным. Противодействием этой зоологич правде явл особенный слой деревенских жителей:народная интеллигенция. Они всегда есть в народной массе. Вооруденные идеей,они идут без боязни в массу народа,что живет звериным обычаем. Они не устают твердить простые истины,вносят в массу опрятность. Т о успенский и в начале 80гг считает необходимым хождение в народ,но не для револ пропаганды,а для нравсвенно-практич помощи народу. Очевидно в ом же направлении должно действовать и искусство. Эстетич взгляды успенского ярко выразились в прекрасном очерке Выпрямило, где проблема вечной ценности искусства решается в связи с принц ипами рус литер. Вслед з Достоевским Успенский убежден в огромной пользе красоты. Герой очерака — сельский учитель Тяпушкин. В трудные для героя дни матер бедствий,сомнений,сельсктй учитель обращается к воспоминаниям Миловском,увиденной в лувре. Герой Спорит со сихами Фета Венера Миловская. Тяпушкин спорит стем,что богиня явл воплощением красоты,страсти.не страсть,а высокое человеч достоинтсво воплощает в себе этот мрамор. Встреча со статуей доставляет радость.

Общечел идеал успенский сближает с красотой в сфере народного труда и с идеалами интеллигенческой жизни.венера вызывает и образ деревенской бабы. Глубокая печаль девушки не о своем горе.все эти воспоминания и выпрямляют душу героя успенского.мемористы охарактеризорвали его как человека чуткого. Его не переставала преследовать нескладица рус жизни. Начало рус болезни,что характерна для рус интеллигенции.в 92 г его нервная система не выдержала. Попадает в психушку. Через 10 лет умирает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: