double arrow

Список рекомендованной литературы. Русская литература в военные годы

Русская литература в военные годы

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие

слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и

талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной

народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С

самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и

призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из

них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем

молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль

отступления, и радость побед.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темывойны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всемиродами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем неменее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались порадио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многиестихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Ждименя" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалогписателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны междупоэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечныйконтакт. Душевная близость с народом является самой примечательной иисключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братствои товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа– вот основные мотивы военной поэзии. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятийи родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули напривычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.Это нашло отражение и в поэзииВидоизменился в лирике военных лет и характер так называемоголирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирикепредшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми еёбатальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики непомешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашегонарода. В годы Великой Отечественной войны получили развитие не толькостихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими иочерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьмаразнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания,письма, листовки.По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической,либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиваниюподвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики сталпамфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны пожанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники.Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военныхлет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертныхименах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвигемолодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия".

50-60 годы

Общей тенденцией, характерной для периода зрелого социализма, является углубление во всех лит-рах народов СССР историзма, к-рый помогает писателям смело вскрывать противоречия, изображать новые конфликты, но не замыкаться в сфере только отрицат. явлений, а видеть борьбу положительного и отрицательного в той форме, в какой она происходит в жизни. В социалистич. реализме историзм получает новаторский характер. Четкое, научно обоснованное знание перспектив обществ. развития способствует всестороннему осмыслению явлений действительности. «Кое-кто, — говорилось в отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС, — пытался свести многообразие сегодняшней советской действительности к проблемам, которые бесповоротно отодвинуты в прошлое в результате работы, проделанной партией по преодолению последствий культа личности. Другая крайность, также имевшая хождение среди отдельных литераторов, — это попытка обелить явления прошлого, которые партия подвергла решительной и принципиальной критике, законсервировать представления и взгляды, идущие вразрез с тем новым, творческим, что партия внесла в свою практическую и теоретическую деятельность в последующие годы.

По существу же и в том, и в другом случае имели место попытки умалить значение того, что уже сделано партией и народом, отвлечь внимание от проблем сегодняшней жизни, от конструктивного курса партии и созидательных дел советских людей» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 88). Тенденции дегероизации, проявлявшиеся в нек-рых произведениях 1950-х гг., были решительно изжиты. Продолжая лучшие традиции сов. лит-ры, писатели стремятся соединить глубокую правдивость в анализе противоречий жизни с синтезом, с выявлением характерного, с созданием образов самобытных героев, людей крупных, деятельных, в судьбах к-рых отражается поступательный ход истории, идейно-нравственная сила социалистич. общественных отношений.

Особое место продолжает занимать в сов. лит-ре изображение героич. подвига сов. народа в борьбе с фашизмом. «Вместе с героями романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще раз преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным к подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 79). Охват событий Великой Отечественной войны и формы ее изображения в лит-ре расширяются. Появляются произведения, к-рые открывают новые, ранее неизвестные страницы героич. борьбы народа с фаш. Захватчиками. Однако главной темой сов. лит-ры периода развитого социализма является раскрытие созидательной, гуманистич. сущности социалистич. труда. Посвященные ей наиболее значит. произв. характеризуются расширяющимся охватом новых жизн. явлений, острой постановкой злободневных вопросов, углублением психологизма в раскрытии нравств. мира героя. В лит-ре идет активный поиск новых принципов типизации, форм изображения, помогающих глубже, в органич. взаимопроникновении личного и общественного раскрывать внутр. мир героя и новые производств. отношения, в непосредств. связи с к-рыми осмысливаются понятия интеллигентности, интеллектуальности. Показывая победу новых, коммунистических в своей основе нравств. представлений как результат гигантских изменений, происшедших в стране, сов. писатели остро ставят вопрос о новых противоречиях, о необходимости борьбы со всем, что мешает движению вперед. Вместе с пафосом утверждения коммунистич. идеалов в лит-ре усиливается критич. начало по отношению ко всему тому, что противостоит гуманизму и человеколюбию, представлениям о коммунизме как обществе высокосознательных, равноправных, интеллектуально образованных людей.

Партия указывает на решительную несовместимость высоких моральных принципов сов. общества, самой сути социалистич. строя с еще встречающимися отклонениями от социалистич. норм нравственности: стяжательством, частнособственнич. тенденциями, хулиганством, бюрократизмом и равнодушием к человеку. В этом же ряду антиподов коммунистич. мировоззрения и представлений о социалистич. нормах нравственности стоят различные формы национализма и шовинизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: