Г В плеханов ши биллетристы -народники. Статья 1. г И успенский.
Никита Иванович Пруцков. Глеб успенский. Л 1971.
Бялый Г А. В.Г.Короленко. Монография. 350с.
Платонов. Размышления читатлея.1980.
Короленко.Летопись жизни и творчества. 1917-1921.М,1990.
Кородлнко-яркий представитель писателей,вступил на литер поприще в 80. современник чехова,горького. От многих современников отличал сильный темперамент,активное участие в политич движении. Был исключен из академии и выслан в кронштад.ссылка в вядскую и т д. Отказался от присяги Александру 3. и следует новая ссылка в якутию.впервые встречает народные типы в лице провожатых,которые отправляю его в ссылку. Они были темные,неведали,что творят. Первой литер удачей становится рассказ чудная. В основе-подлинная история революционерки. Плохо ожетой для северной зимы,но гордой. Конваир гаврилов.- человек на службе новый,может испытывать жалость,симпатию к чудной барышне,что движет ею,что дает ей силы..очерк в форме рассказ в рассказе. 3 т з на позицию ссыльной. Позиция гаврилова,рязановы и автора. Гаврилов желает понять ее по человечестку,сочувствует ей. Но она не хочет принять участия от него. Эту нетерпимость осуждает и рязанов...переживает гаврилов и смерть ее.
Рассказ Сон Макара. Создан в светлом и мягком колорите. Золотая чаша труда и страданий перевешивает чашу грехов. Рассказ сочетаетт в себе этнографию со святочной фантастикой. Святочный рассказ. Герой макар-житель слободки в тайге. Рус мужик,живущий среди якутов,усвоивший привычки. Имя не случайное. Герой из тех макаров,на которых все шишки валятся.сон-реализация мечты. Не блаженство,а суд якутского бога.пробуждается в макаре гнев. Говорит горькую правду о своей жизни... фантастическое в рассказе,это не только сон,но и смо воскресение макара.в нынешнем его состоянии,с дикость и забитостью,воскресение макара врядли возможно,оно как чудо. Такое воскресение может произойти в будущм. Сн макара не реален,как отражение его психики. Это субъективное представление авьтора о ргядущем утверждении личности в крестьянине. Так,в творчестве короленко начинает проявляться романтич тенденция, характерная не только для короленко,но и для гаршина,но и горького. Ру писатель 80-90 гг начинаетписать о должном,хотя пока еще не осуществимом. После ссылки короленко живет в нижнем новгороде.пишет о бродягах,отчепенцах. Маруся назаренко,федео бесприютный. Писатель стремится показать своих героев изнутри,передать собственный взгяд на жизнь,возникает тяготение к исповеди. В 80 короленко пишет серию своих аллегоич рассказов притчевого характера. Сказание о флоре, тени. Огоньки.в этих рассказах-притчах,аллегориях писатель откликается на текучие явления общ жизни,совмещая из с проблемами чел существоваия. В сказаниио флоре интересуетт вопрос о том,что эффективнее как средство нац выживания. Терпение или противоборство. Оправдано ли зло. Сказание о флоре направлено против толстовскоиму непротивлению зла насилия.не принимает тмодного натурализма.старый романтизм как явление устаревшее. К верит,что из синтеза реализма и иромантизма может возникнуть новое направление худож литер. Заявленный синтез короенко успешно реализует в самом значитпроизведении в повести «Слепой музыкант».в ней 2 проблемы. 1. слепой от рождения мальчик тянется к свк=ету,хочет видеть. Естественная природжа человека протестует. Автор ставуит вопрос,может ли человек тосковать по неиведанному и недостижимому и утверждает неизбежность и оправданность,стремление к свету,к полноте чел сущ-я.за психологией слепого-общечел тоска по непостежимому.истори петруся короленко стремится опротестовать фаталистич отношение к миру,покорность злой судьбе. Работа над повестью увлекла писателя как эксперимент. Онг показал,как человек с абсолют муз слухом пытается восполнит недостаток зрения. Мир в слитном единстве звука и цвета. Задача-показать мир в воспритии слепого-акцентировать полноту слова. Во многих произ берет отд чел личность в момент перелома. Перехода от застоя к движению.. герой начинает ощущать свое право на человеч существование. Первые шаги.часто критерием отбора жизненных явлений для короленко была не распрастраненость того или иного факта.,а напротив-его редкость.так пробуждение протеста-явлени редкое,что для его мотивации понадобился элемент фантастики.обычно слепые не прозревают!!!!!
улавливать редкие черты изобр явлений и находить первоначальные ростки новых процессов жизни и мысли,мысли народа посреди брожения в муке. В его произ большое местозанимают предчуствие и догадки,реальное соединяетчя с ожидаемым,с неопределенно-смутным,едва различимым. Это сказалось и в творч внесении короленко в литературу. Короленко видит свою задачу не в изображ героического в жизни, а в изучении скрытых возможностей терроризма и первоначального стремления к нему. Персонажи-борцы редки у короленко,у негот преобладает искатель:Федор силин,матвей лозинский. Либо стихийные люди- макар,прохор, лесные человеки, перевозчик тюлин.вы этих персонажах писатель воплощает заложенную в народе возможность героизма. Романтико-героич элементы в худож системе короленко обусловили и символич характер некоторых его образов. Они еще не достигли больших реалистич обобщений и не выливаются в форму монументального характера.символич образы воплощают в себе творческие возможности человека,главным образом из народа. Такова символика бунтующего макара. Символика борьбы за полноту человеч существования через стремление к свету,дремлющая сила народа олицетв в герое расссказа река играет. Символика короленко реалистична,т к она не противоречит жизненной правде.в этом короленко видел отличие символики от символизма как метода,противником которого он был всегда. Ярко проявл в творчестве короленко реализм в одном из лучших его расскзов 90г «Река играет»-о паромщике Тюлине.это антитеза религ иллюзиям о русском крестьянине в народнич литер. Тюлин-лентяй,пьяница,не лишенный сноровки,но в минуту опасности,когда пором течением понесло вниз по реке, перевозчик вмиг преобразился,стал сильным,свойство деятельного характера. Так внезапно пробуждаются в нем силы. Вся натура вдруг взыграла как обв=ычно тихая река. Тонкое понимание людской психологии.создается впечатление,что этот человек только прикидывался лодырем. Гл итогом явл то,что у автора рождается новое настроение для веры в народ.
Матвей приехал с другом иваном в поисках лучшей доли.лозинский приобретает в америке все,что искал,землю, и т д. За всеи это он заплатил потерей родины и своей прежней личности. Впечатлениеот америки,многие убеждения пошатнулись. Был принят за дикаря.тоска по родине не проходит. Дети забудут родной язык-страшно подумать.
Старый реализм приобретает в творчестве короленко новые черты. Центр изображения переносится на отыскание новых растков новой жизни и мысли. Творчество становится эстетич явлением,характерным для новой фазы развития русского реализма.
Прямым учителем короленко стала проза Г. Успенского. В нем блистала и худож мощь Достоевского. Короленко вошел в историю не только как биллетрист,Юно и как замечателбьный публицист. Публицистика короленко после 60-ков,герцена-очень яркая страница в истории общ-литер мысли в россии.
Большой резонанс имела статья Мултанское жертвоприношение-в защиту нац чести удмуртов. Короленко как независимый следователь...в 1900 вытсупает защитников крестьян.. в 1910-11 выступает против массовых убийств револ рабочих и крестьян. В 1913-громкий процесс еврея,которого обвиняли в убийстве..короленко был корреспондентом и написал статью Господа присяжные заседатели. Публицистич деятельность короленко способствоввала пробуждению правосознания людей. Современники воспринимали его как подлинного праведника. Письма короленко к наркому просвещения в 1920.в росси письма к луначарк=скому увидели свет в 1990 годы. В 91 году они были опубликованы отдельной брошюрой. Короленко. Земли!М. 1991.
отвершгает лозунги о немедленном осуществлении социализма. Доказывал,что капитализм еще не законсч дела. Протестует против разорения крестьян,показывает чудовищность лозунга грабь награбленное. Скрывает ложь понятие диктатура пролетариата. Письма остались без ответа.хоронила 40-тысячная толпа.он воплотил мечту многих о праведнике.