Перечень вопросов для контроля самостоятельной работы студентов.
Берем по одной теме из первой половины и из второй половины 19 века. Пишем и оформляем.
Класс
Для прочтения во время летних каникул
Обязательный минимум | Дополнительное чтение | Зарубежная литература |
СИМВОЛИЗМ 1)В.Я.Брюсов(основополож.) 2)А.Белый(Б.Н.Бугаев) 3)К.Д.Бальмонт 4)Ф.К.Сологуб 5)А.А.БЛОКСтихи. Поэмы «Соловьиный сад», «12» | А.Н.Толстой «Хождение по мукам», «Пётр I» М.А.Булгаков «Бег», «Дни Турбиных», «Белая гвардия» И.Ильф, Е.Петров «12 стульев», «Золотой телёнок» А.С.Грин Повести Ю.Н.Тынянов «Кюхля» А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» А.Р.Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» Б.Акунин Повести Б.Пастернак «Доктор Живаго А.И.Солженицын «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В.Т.Шаламов «Колымские рассказы» Д.Рубина, Л. Улицкая Рассказы Современная лирика | Э.Хемингуэй. Рассказы О.Уальд «Портрет Дориана Грея» М.Метерлинг «Синяя птица» Я.Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» Ф.Гарсиа Лорка. Лирика А.де Сент-Экзюпери «Планета людей» Дж.Оруэлл «1984»,«Звероферма» О.Хаксли «О дивный новый мир» У.Фолкнер «Шум и ярость» У.Голдинг «Повелитель мух» Г.Грин «Тихий американец» Р.Мерль «Смерть – моё ремесло» Г.Бёлль «Глазами клоуна» К.Воннегут «Колыбель для кошки» Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Г.Гарсия Маркес «100 лет одиночества» П.Коэльо Повести |
АКМЕИЗМ 1)Н.С.Гумилёв 2)А.А.Ахматова | ||
ФУТУРИЗМ 1)И.Северянин(И.В.Лотарев) 2)В.Хлебников | ||
НЕОКЛАССИКА (реализм) 1)М.А.Волошин 2)В.Ф.Ходасевич | ||
В.В.Маяковский Лирика С.А.Есенин Лирика Поэма «Анна Снегина» М.А.Булгаков (!!!) «Мастер и Маргарита» А.П.Платонов (Клементов) Рассказы. Повесть «Сокровенный человек» М.А.Шолохов (!!!) «Тихий Дон» М.И.Цветаева Лирика А.Т.Твардовский Лирика. Поэмы «По праву памяти», «Дом у дороги», «За далью – даль» А.А.Ахматова Поэма «Реквием». Лирика Б.Л.Пастернак Лирика А.И.Солженицын (!!!) «Один день Ивана Денисовича» и др.рассказы Ч.Айтматов «Плаха» (!!!) В.И.Белов. Рассказы В.П.Астафьев. Рассказы А.В.Вампилов Рассказы В.Г.Распутин «Пожар» В. Пелевин. Повести и романы |
Желаю встреч с интересными авторами и их произведениями.
Учить:
1. Басня Крылова - на выбор;
2. Пушкин 2-3 стиха, Евгений Онегин - 1 строфа - на выбор;
3. Тютчев;
4. Фет;
5. Некрасов;
6. Лермонтов 2-3 стиха.
Написать конспекты:
1.Белинский:
Сочинения АС Пушкина статьи №5, 8, 9;
Герой нашего времени;
2. Добролюбов:
Луч Света в темном царстве;
Что такое Обломовщина?;
3. Писарев Д.Н. Базаров;
4. Лотман Ю.М. Александр С,П. Биография писателя 2 любые главы из этой монографии.
1. Литературно-общественная жизнь ¼ 19 в.; литературные общества и объединения.
2. Романтизм как литературное направление; своеобразие русского романтизма.
3. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.
4. Литературная программа декабристов. Романтическая поэзия К.Ф. Рылеева.
5. Реализм басен И.А. Крылова.
6. Реализм комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
7. Творческий путь А.С. Пушкина, периодизация творчества.
8. Творчество А.СМ. Пушкина 1814 – 1820 гг.
9. Романтическая поэзия А.С. Пушкина: лирика и южные поэмы.
10.Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин».
11. «Борис Годунов» - реалистическая драма.
12. Повести А.С. Пушкина 1830-х гг. (темы и проблемы, характер героя).
13. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.
14. Сквозные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
15. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в литературе.
16. «Миргород» - начало реализма в творчестве Н.В. Гоголя.
17. «Маленький человек» в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
18. Реализм комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
19. Художественное своеобразие «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
20.Литературно-общественное движение 1825 – 1842 гг.; славянофильство и западничество. «Натуральная школа» и ее значение для русской литературы.
21. Тема природы и любви в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сравнительная характеристика).
22. Роль журнала «Современник» в литературно-общественной жизни 1850 – 1860-х гг.
23. Своеобразие проблематики романов И.С. Тургенева («Накануне» и «Отцы и дети»).
24. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» и литературно-общественные споры о ней.
25. Художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
26. Художественное своеобразие «сказок» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
27. Социально-философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
28. Русский национальный характер в творчестве Н. Лескова.
29. «Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир».
30. От «диалектики души» к «диалектике характера» в романе Л. Толстого «Война и мир».
31. Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова (на примере рассказов «Смерть чиновника», «Палата №6», «Ионыч»).
32. Новаторство драматургии А.П. Чехова.
- Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
- Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
- Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
- Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
- Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
- Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
- Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
- Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
- Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Под запись:
Литературное направление – совокупность фундаментальных, духовно-эстетических принципов многих писателей, ряда группировок и групп.
Литературное течение – разновидность литературного направления.
Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением.
Реализм – (от латинского «вещественный») – литературное направление, основными особенностями которого являются социальный анализ, изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, а также художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом.
Основными дарованиями среди новых реалистов были: Максим Горький, Иван Бунин, Иван Шмелев, Александр Куприн и др.
Более подробно учитель останавливается на модернистических течениях: символизме, акмеизме и футуризме.
Модернизм – (от французского «современный») – общее название совокупности литературных течений 20 века.
Слово учителя:
Поэты-модернисты стремились изобразить в своих произведениях действительность с помощью нового искусственного языка, а также на основе новых выразительных средств.
Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как к. Бальмонт, в. Брюсов, а. Белый и др.
Основоположником был д. Мережковский в 1892 году.
Символизм – (от французского «символ», «знак») – модернистическое течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности.
На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции –страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.
Основные признаки символизма:
- Связь с романтизмом
- Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству
- Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.
Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского, А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.
А. Внутренний мир личности для них – это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя …
Не потому, что я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими… И. Анненский
Б. В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов
Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого в. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.
В. Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа. К. Бальмонт
В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт
Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов:
«старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др.
«младшие» - А.Блок, А.Белый и др.
Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.
Акмеизм – (от греческого «острие», «высшая точка») – модернистическое течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.
Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.
Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.
А. И действительно, в творчестве Н.Гумилева мы находим в первую очередь отражения окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:
Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев
Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
Б. К миру прекрасному приобщает нас и поэзия анны Ахматовой.
Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои! А. Ахматова
В 1910 году появляется творческий союз футуристов.
Футуризм - (от латинского «будущее») – модернистическое течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.
Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В.Маяковским, В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак и др.
Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Они были подобны заклинаниям.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо. В. Хлебников
или
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи.
Что смеются смехами… и т.д.
А. В.Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».
Б. В.Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был частью природы.
Вывод: поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.