Соловьев Владимир Сергеевич. Гимназия. Московский университет, биологический факультет, перешел на историко-филологический факультет. В духовной академии слушал лекции (отсюда, знание св

(1853 - 1900)

Гимназия. Московский университет, биологический факультет, перешел на историко-филологический факультет. В духовной академии слушал лекции (отсюда, знание св. Писания и истории церкви). В философии большое влияние оказывал П.Д.Юркевич. Выступил открыто против материализма. Увлекся религиозно-идеалистической формой философствования. Был оставлен для подготовки к преподаванию в Университете. Был отправлен за рубеж. Суждения отличались абсолютной непрактичностью. После возвращения защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивизма)2. Соловьев выступил против господства материализма и позитивизма. Западная философия заканчивает свое плодотворное развитие и подошла к рубежам необходимости сомкнуться с восточной мыслью (= православная традиция). Такая позиция вызвала осуждение. В качестве докторской диссертации представил "Критику отвлеченных начал". Показывает неточность видения этики. В конце высказывает свою концепцию. Нравственность лежит в основе решения всех вопросов. Много читал публичных лекций. Вскоре оставил преподавательскую деятельность из-за неосторожных высказываний по поводу милости к цареубийцам. Начинается период публицистики и философской деятельности. "Философия цельного знания", "Философия всеединства", "Свободная теософия". В конце жизни переживает кризисное состояние, впадает в пессимизм.

Философия длительное время находилась под игом религии, поглощалась ею, но в эпоху схоластики раздел подходов. Богословие вынуждено было признать авторитет разум даже в своих системах. Философский процесс породил 2 течения - эмпиризм (Бэкон, Гоббс), которое выразилось в развитии философии, исходя из представления о реальном опыте. Это система философии в своих основных посылках противоречива, так замкнута сама в себе. Опыт есть продукт субъекта, эмпирики заняты анализом субъективного опыта. Знание внешнего мира и самого субъекта.

· рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Предметом мышления является само мышление. Теряется связь с внешним миром, Эта философия имеет вид математической системы.

Таким образом, обозначился кризис, выхода жизни в этих системах нет. Появляются философы, которые пытаются соединить теоретические и практические начала. (Шопенгауэр). Воля Шопенгауэра ничем принципиально от абсолюта гегелевского разума не отличается. Воля носит субстанциональный характер, никому она не принадлежит. Гартман - бессознательное, следовательно, пустая форма, которая не имеет положительного содержания. Положительное начало необходимо, оно является содержательным.

Посылками Соловьева является Платон, Кант с критикой рационализма, Гегель с диалектикой. (Соловьев идет от положительного к ничто, а Гегель наоборот). Шопенгауэр с его деятельной волей, иррациональным началом, пониманием религии. Знал хорошо Ницше, Гартмана с философией бессознательного. Достоевский. Хорошо знал позитивизм, к которому относился критически за узость, ограниченность. Чувствуется влияние гностицизма, стремится найти истину, существующую вне сознания. Большое влияние оказывает религиозно-философская мысль, отцы церкви, сама богословская догматика.

Все в мире находящееся, подчинено процессу развития. Все развивается по гегелевской формуле. (тезис - период первого единства, антитезис - период разделения противоречия внутри явления, синтезис синтез на уровне единства сознательного, целостного). В качестве основы надо взять процесс развития человечества, целостное образование, имеющее особенности в качестве своего развития, своего тела.

Человечество является носителем ряда качеств (отталкивается от человека): чувство, мышление и воля. Этим обладает индивид и общество. Чувство индивидуального человека относительно, противоречиво. В качестве истинных начал должны выступать качества, к которым все стремятся. Должны быть взяты в абсолютном значении, тогда они представляют собой абсолютные ценности. Абсолютны добро, истина, красота. Эти начала выводятся из природы индивида, получая специфическое значение. К этим трем началам стремится все человечество; вырабатываются общечеловеческие формы бытия, являющиеся основанием мировоззрения.

Воля есть основа деятельности человека. Чтобы существовать человек и человечество должны удовлетворять свои материальные потребности = ступень материально-экономической жизни. Люди производят продукт, работают. Чтобы разделить продукт, надо подняться на вторую ступень деятельной воли - правовая деятельность = государство. Государство занято вопросами удовлетворительного распределения и подавления интересов. Люди не удовлетворяются состоянием правового порядка. Хотят, чтобы отношения были духовными, пронизанными любовью. Деятель ость церкви. Церковь как духовное единство общества и человечества. Цель - абсолютное благо, добро, а носителем является деятельная воля.

Сфера мышления. 1. Овладение природой и подчинение ее - степень положительной науки. Занимается изучением природы, эмпирической действительности. 2. Формальная степень. Знание должно быт формализовано, упорядочено, этим занимается философия. Философия нового знания в этом случае не дает. Эмпирическое знание необходимо для мышления, но теряется единство мысли. 3. Теология. Носителем является мысль, а целью является истина. Между деятельной волей и мыслью существует соотношение. Материальная жизнь соотносится с положительной наукой, политика и право с философией, а церковь с теологией.

Чувственная деятельность. 1. Чувство предполагает творчество, воспроизведение чувственного идеала (= красота). Проявляется в простейших украшениях производимого продукта. Назвал ступенью технического художества. Высшим проявлением является памятники зодчества. 2. Искусства, художество. Деятельность человека проявляется в живописи, скульптуре, музыке, поэзии. Принцип: стремление в идеальную форму вставить идеальное содержание - идеал. Искусство этого не достигает. Искусство, дающее идеальное содержание не было бы искусством. Содержание не носит идеального характера - слабость искусства. 3. Достигающее идеального содержания творчество = мистика, теургия. Это мистическое общение человека с трансцендентным, откровение священного Писания, пророчества. В качестве носителя чувство, в качестве идеи - абсолютная красота. Бог есть абсолютная красота.

Все, чем живет человек, есть результат его творчества и мистическое начало является главным. Церковь достигает духовного общения. Механика бездуховного общения превращает человека в животное

Всему задает тон мистика, так как она предполагает абсолютную полноту, трансцендентное.

Три стадии: 1. Период синтеза первобытного.

период разделения,

период творческого синтеза.

В истории. Жрецы. В период средних веков происходит разделение элементов религии и естествознания. Появляется земство, утверждается классовое, сословное общество. Государство от феодализма переходит к абсолютизму. Есть еще слияние с церковью, но от земли отчуждение. Происходит разделение церкви и государства; ХУ111 - Х1Х век раздел государства на три элемента: 1. Земство - экономическая деятельность, 2. Государство, 3. Церковь, теряет свои позиции. Происходит дробление и в материальной жизни и в государственной. Предел деления - человек. Примиряющее начало - демократизм. Буржуазия и социализм. Теряются цели, эгоизм, общество на грани гибели.

В философии тоже жрецы. Потом разделение сфер в Новое время. Отделение теологии от философии. Побеждает рациональность, разум. Опять борьба всех со всеми. Теряются цели. Высшим проявлением является торжество позитивизма, либо гегелевский формализм.

В сфере чувства происходит такое же разделение. Искусство приходит к декадентству.

Церковь - идея единения. В будущем должна возникнуть церковь, которая будет охватывать политическую, материальную жизнь. Царство Божие на земле. Будущий идеал общественной жизни - свободная теократия. Все к ней стремятся (материальная жизнь, государственная жизнь и церковь). Жизнь есть движение. Также в философии: критика классических систем и обращение к трансцендентному. Добровольное стремление к синтезу. Идеал - соединение всех разделов в единое целое, где всему возможно реализация в свободной теософии - цельное знание.

В сфере чувства составляющие приходят к состоянию свободной теургии.

Вопрос: какова роль человека, субъекта? Человек существо конечное, хотя и божественное. Человек в сфере материальной жизни зависит от личности. Бог дал икру избранности. Пророк тот, кто служит рупором Божиим, через него Бог говорит. Для откровения требуется воля Божья. Человек может себя проявить в сфере мышления. Это процесс индивидуальный. Его целью, задачей является занятие философией, выработка идей, методов познания. Надо: возможности личности, интеллект, воля. Философия может быть разной. Отправляясь от формы, приходим неизбежно к свободной теософии (также при отправлении от положительной науки).

Виды философии. Философия - раздел знания, занимающийся общими положениями. Два вида: 1. Философия как теоретическое знание (гносеология, абстракции) = школьная философия; 2. Философия, которая не ограничивается только мышлением, а включает целостный мир и основы восприятия этого мира (воля, мышление, чувство) Предмет постигается с помощью синкретического способа познания - философия жизни. Философия может проявляться не только в сфере теории, но и других областях. Должно быть непосредственное усмотрение истин, которые преобладают в цельной жизни. Философия как философия жизни.

Три типа философии:

Эмпирическая философия, ориентируется на внешний мир. Выступает в форме натурализма, гилозоизма, атомизма. Эмпиризм отправляется от ощущения. Состояние организма, следовательно, все есть ощущение. Познающий субъект тоже есть ощущение. В мире существующее ощущение, только неизвестно как существует ощущение. Все замыкается в рамках этого ощущения.

Рационалистическая философия. Предметом познания являются идея. Идея может быть познана только чистым мышлением. Замыкание себя в себе (мышление, которое познает самое себя - Гегель). Предметом философии становится форма мышления Бытие тождественно мышлению. Ничего мышление не ограничивает, чистого выхода нет.

Отрицательные, негативные учения, они тяготеют к пустоте.

Философия, предполагающая и ощущение, и мышление, есть свойство чего-то третьего. Это и есть истинный предмет философии. Здесь абсолютная идея уже существует вначале, изначально. Эту философию можно познать посредством мистики. Мистическая философия содержит в себе весь мир. В качестве материала - эмпирическое, в качестве философии - теоретическое. Формы школ философии как ступени, которые синтезируются в рамках мистической философии. Тождество субъекта и объекта в мире. Мистика предполагает развитую интуицию непосредственно взятых начал, основосодержащих принципов - это форма мистической философии. Мистическая философия есть синтез мышления; предполагает единство познания. Есть определенная логика того, что познаем. Прежде всего познаем основные начала мира

Есть абсолют. В зависимости от признания абсолюта делим философию на несколько разделов: 1. Структура самого абсолюта - логика;

2.отношение первоначала к миру, к другому, находящемуся вне абсолюта - метафизика;

3. стремление мира к первоначалу и их абсолютное добро - предмет этики.

Предмет свободной теософии - истинное первоначало, которое содержит в себе бытие. Философия занимается тем, что предопределяет бытие, - истинно сущее или абсолют. Бытие есть порождение сущего.

Целью свободной теософии - раскрыть предпосылки бытия и отношение к нему мира, приблизить человечество к сущему, достичь его слияния с ним. Целью является создание церкви, цель религиозная. Материал - эмпиризм, форма знания - рациональная, интеллектуальная интуиция должна давать основополагающие идеи для всей жизни, касающейся абсолюта. Для развития учения в идеальном виде можно использовать диалектику, опирающуюся на умозрительную интуицию. Диалектика предполагает самораскрытие в логической форме. Конечный предмет этики - абсолютное добро. Конечный предмет метафизики- то, что порождает бытие.

Абсолют- первоначало, которое содержит все. Для школьной философии абсолют - безусловное начало. Путь отрицательный - отрицание конкретных форм. Абсолют предлагает включенность всего содержания мира, потенциальную мощь бытия. Речь идет о живом боге, который творит все. Начало единое, отсюда, все в едином и единое во всем, следовательно, всеединство. Надо познавать, осмыслить.

Абсолют - единое во всем и все в едином = Бог. Все, так как он есть единство всего. Мы о бесконечном судим по конечному, проецируем себя на абсолют. Этот абсолют или сущее предсуществует всему, содержит его в себе. Это положительное начало. Абсолютное не есть бытие, оно предшествует бытию, это потенциал бытия. Это сущее, чтобы быть определенным, должно иметь нечто другое = первая материя. Эта первая материя, существующая как объективной начало, и есть материя, то есть начало чего-то. В представлениях абсолюта оно есть идея. Таким образом, в центре абсолюта: -сущее как самостоятельная воля, как единое; - первая материя и мир идей.

Бог есть и творящее начало. Бог-отец тоже имеет определенную логику в Боге-Сыне. Есть мощь бытия, есть необходимая мощь бытия. Необходимость выражается в противостоянии Бога Слова. Эта необходимость и дает нам бытие. Бог-Отец - первое единство, которое для отличения имеет противоположность - Бога-Слово. Взаимодействие их дает нам бытие в рамках единства абсолюта.

4 центра: 1. Абсолют и другое. 2. Бог- Отец

3.Бог-Сын.

4. Бог Дух святой.

Последние три составляют абсолют без материи.

Все это находится в единстве, определяясь логически.

Как абсолют проявляется относительно мира? Это проявление в Боге-Сыне. Именно в учении о Христе содержится вся сущность христианства. Но Христос не есть реальный мир, который вокруг нас. Загадкой для нас является видимый мир, в трансцендентальном мире можно вывести закономерность логически. Связь между видимым и идеальным миром заключается в человеке. Есть еще идеальное человечество, которое-то и выступает связующим звеном, этот человек неразрывно связан с Богом. Это идеальное человечество и есть София. Таким образом, идеальное человечество есть и Бог (Христос - Логос и София) и человек.

От идеального человечества надо переходить к реальным людям. Есть дух (Бог), ум (Логос-Сын) и душа мира (то, что проявляется в вещах). Душа мира, отсюда мир как органическое целое. Стремление к единству и существование в органическом единстве. Душа мира имеет свободу, выражающуюся в стремлении избежать общего порядка (отпадение от Бога, зло). Свобода - возможность добра и зла. Люди есть подобие идеального человечества. Это идеальное человечество выражено в Христе. Оно проявляет христианскую сущность, находясь в церкви. Церковь - духовное единство. Бог создает человечество и дает ему церковь. Реальные люди в церкви есть богочеловечество историческое. Телом Христа является Церковь. Если человечество будет духовным, то и весь мир будет носить тот же характер.

Бог есть путь, жизнь, все.

Скептически высказывался о русской идее. Был представителем универсалистского течения. Никогда не приносил в жертву национальное и народное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: