double arrow

Толстой Лев Николаевич

(1828 - 1910)

"Исповедь"; "Так что же нм делать?"

В чем смысл жизни? Все предыдущие ответы носят односторонний характер. Жизни человека есть вещь довольно бессмысленная. Часто неправильно задается вопрос и дается неправильный ответ. Смысл в самой жизни. Этот вопрос в головах людей, которые живут и этим вопросом не задаются. Этот вопрос вывел его на Бога. Бог есть жизнь. В него все верят и не кончают жизнь самоубийством. Народ, жизнь человечества есть в тоже время вера. Бог у каждого человека в сердце, он жизнь среди людей.

Церковь постоянно уходит от веры, от Бога. Бог говорит о единении, мире, ненасилии. Церковь входит в государство, утверждает неравенство, освящает угнетение. А истинная ли это церковь? Отсюда, Толстой приходит к отрицанию церкви вообще. Подверг сомнению догматику, с которой связана церковь (чудо и т.д.). Фактическим приходит к отрицанию церкви, но не к атеизму.

Есть четыре пути для человека, которые не задумываются о смысле жизни: 1. Неведение; 2.эпикурейский, задумывается о смысле жизни, но не отрицаетначлаждеий;3. Силы и энергии Жизнь бессмысленна, отсюда, кончают жизнь самоубийством в силу сильного характера. 4. Путь смирения.

Толстой пошел по пути самоанализа, самокритики. Есть вера и она живет в сердце каждого человека. В каждой религии есть нечто постоянное, и есть нечто временное, преходящее (обряды, культовые особенности). Зерно всех религий - этика. Кроме нагорной проповеди и жизни самого Христа ничего не остается.

"Так что же нам делать?"

Начинает с вопроса, почему нищие все время стыдятся чего-то. Условия их жизни страшные. Удивительно, что народ при таких условиях сохранился. Пытался помогать, но люди не принимали его помощи. Как избавить людей от страданий?

Рабочий человек имеет достоинство и уважение, осмысленный взгляд на жизнь. Следовательно, кто из нас является нищим? Люди работающие или сам Толстой. Говорим лишь слова, кто кого должен спасать. Толстой решительно отказывается от оказания помощи. Удаляется в деревню, где решил написать трактат о нравственности и об отношении к бедности. Все социальные, культурные явления есть только видимость. Сущностью является вопрос нравственный. Он является основой жизни. Оказалось, что все разлетается на кусочки и не имеет твердой базы. Значит, он чего-то не понимает. Пришел к выводу, что есть ряд обстоятельств, которые делают одних бедными, других богатыми. Люди понимают в какой-то мере эти отношения, но не осознают их порочности. Все это происходит из-за экономического неравенства. Причина в том, что "неразменный рубль" возникает в результате того, что одни забирают часть труда у того, кто работает, и не оплачивает его. Городские бедняки возникли, так как богачи в городах живут со всеми удовольствиями и удобствами. За ними в город приходят те, кто обслуживает. У них в деревне не хватает средств к существованию, и хотят жить легче. Таким образом, город развращает людей (добро - иметь и не работать). Вся причина заключается в удовольствиях богатых, что они обладают комфортом. Город развращает деревню и создает массу бедняков, производящих ненужный им товар. Бегут из деревни, так как у них осталось мало земли. Следовательно, вся проблема в богачах, в их образе жизни и неправедности образа жизни.

Деньги - это средство обмена, по науке. По Толстому, деньги - средство насилия и закабаления. Это важный экономический фактор порабощения человека.

Сначала было личное рабство - группа заставляла работать на себя угрозой убийства. В дальнейшем пришли к мысли, что надо освободить от личного рабства, но забрать часть земли. В этом случае опять насилие - государство. Третья форма рабства с помощью денег. Если денег нет, то невозможно обеспечить свою жизнь. Чтобы получить деньги, нужен труд, продукт труда. Вводятся дани, подати, чтобы денег у труженика не было много. Вся эта система построена на насилии, присвоении чужого труда и на угнетении человека человеком.

Оправдание насилия в трех формах: 1. Религиозно-христианское. Апостол Павел: каждый должен нести свою ношу в соответствии с промыслом". Церковь не отступает от этого.

2.Философское оправдание. Философы всех времен и народов были заняты тем, чтобы оправдать насилие, рабство. Самым крупным был Гегель. Его дух обусловил государство. Государство - высшая форма общественности, когда насильники господствуют над остальными.

3.Научный аргумент. Наука обосновывает, что так и должно быть. Это есть закон экономических отношений (сырье, каптал и труд). Но откуда знаем, что эти три фактора - единственные факторы производства. Солнце и т.д. тоже участвуют в производстве. Факты подбираются под определенные концепции.

Толстой отрицал господство, власть, науку, философию, искусство -все это ложь. Он их отрицает, так как они враждебны человеку, служат в данный момент орудием насилия. Корни падения общества видит в насильственном основании общества.

Государство - орудие насилия.

Призывает людей осесть на землю. Работать по своим потребностям. Пользоваться только своими продуктами, излишек - разврат. Знания остаются, но работать надо самому. Комфортные условия созданы для того, чтобы отделиться от народа, который эксплуатируется. Возникает взаимное отчуждение. Верхи усиливают это, так как им удобнее использовать этот механизм.

Вся надежда не матерей, которые бесконечно калечат богатых людей, своих детей, порождая в них сомнение в смысле существования.

"Не могу молчать"(1908). Выступил против политики правительства, против смертной казни - превосходящей преступление, так как совершается людьми, обладающими законом. Это насилие возводится в систему. Сам царь стоит во главе палачей.

Революционеры совершают насилие в порыве чувства, а вы хладнокровно. Ваше насилие превосходит в 10 раз. Не можете остановиться, так как защищаете свою власть = правительство, власть. Революционеры делают зло, но они меньше. Самое большое зло - насилие над крестьянами, которые лишаются земли.

Бог, жизнь и смерть.

"Смерть Ивана Ильича". Болезнь меняет все оборот. Над ней не властен человек. Она за пределами понимания. Переосмыслив и поняв, что он живет не так, он умирает. Процесс умирания - сталкиваются жизнь и смерть., человек переходит в бесконечность.

Лев Толстой всю свою жизнь посвятил нравственной работе, болел и переживал за человека.

Бог не только смысл жизни, не только жизнь. Бог есть и тайна, и вечность. Каждый человек причастен этой тайне, вечности. Происходит соприкосновение с Богом. Факт умирания говорит, что Бог есть. Смерть есть не смерть, а жизнь. Описание смерти сопровождается смирением, облегчением, человек уходит в вечность. Происходит единение бытия и ничто.

Христос создал учение, дал заповеди, в которых умещается все нравственное учение. Но к нему добавили учение о грехопадении, Адаме и тем самым человека низвергли. Христианство исказили, оно потеряло свою живительную силу. Бог Толстого пантеистичен. Бог = жизнь, тайна, вечность. Вера в него есть основа жизни людей, она дает людям надежду.

"Царство Божие внутри ас".

Бог без человека теряет свою нравственную искупляющую сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: