Леонтьев Константин Николаевич

Данилевский Николай Яковлевич

(1821 1885)

Получил образование биолога. В 1868 году книга "Россия и Европа" Неславянофильские позиции.

Россия все время сражалась со своими южными соседями (Турция). Все время Европа в лице Англии, Франции помогала Турции. Турки завоеватели. Мы хотим присоединить славянские народы к России, против вся Европа. Германия захватила датскую провинцию Шлезвиг-Гольштейн. Туда Германия ввела свои войска. Вся Европа аплодировала, что это справедливо. В чем причина?

Причина в том, что мы и Германия и Западная Европа - представители различных миров, поэтому идет борьба не политическая, а борьба между культурно-историческими типами. Посмотрим на классификацию истории. Но Древняя история есть история только Европы, но не всего мира. Где границы древней истории и средневековой. Все это чисто условно. В действительном движении народов много направлений и очень сложное. Историю составляет не единое человечество (человечество - это абстракция), а есть народы, образующие культурно-исторические типы: египетский, вавилонский, еврейский, греческий, индийский, китайский, японский, арабский, германо-романский.

Это типы, состоявшиеся исторически. Есть типы, которые не состоялись и в силу условий были загублены. Например, ацтекский тип. Каждый тип живет своей жизнью и имеет свои исторические пределы. Погибший тип может быть основанием для других. О

Основой выступает язык и связанная с ним форма культурная деятельности. Язык создает обязанности культурно-исторического порядка. В качестве основ выступает религия, экономика и политика. Чтобы тип сформировался необходимы язык и политика. Некоторые культурно-исторические типы были вызваны историей и одноименным развитием одного начала (древнееврейский тип - религия, монотеизм). Из всех самым совершенным может быть новый, еще не сформировавшийся тип - славянский. Здесь все 4 основы в действии: язык, культура, политика, религия, быт.

Выступил против Дарвина. Книга "Дарвинизм". Дарвин говорил о естественном происхождении видов, о едином процессе развития живого мира. Данилевский поставил концепцию преформизма, предсуществующих отдельных видов. Вид в вид никогда превратиться не может. Культурно-исторический тип есть такой же результат. Не могут переходить один в другой. Отдельные элементы могут развиваться сильнее, чем сам тип. Несменяемость типов характерна для природы и человечества как элемента природы. Когда исчерпаны возможности, умирает.

(1831 - 1891)

Книга "Россия, Европа и славянство".

Закончил медицинский факультет. Занимался дипломатической деятельностью. Путешествовал по Востоку. Участвовал в журнальной деятельности. Накануне смерти принял постриг.

Россия отличается от Европы в силу того, что это другой исторический процесс, другая цивилизация. Европа гниет, потому что она уже старуха. Она есть самостоятельный процесс. Мечта, что России принадлежит будущее. Будет ли оно или нет неизвестно. Отличался от славянофилов в представлении о культурном типе русского народа. Каждый крупный народ представляет собой некий целостный процесс. Каждый народ проходит определенные ступени или стадии развития: молодость, зрелый возраст, старость. В обществе этот процесс выражается в изменении форм.

1 период. - период первичной простоты. Существование народа носит недифференцированный характер. Духовых произведений нет. Этот период существует и сменяется.

2 период - период цветения (Х1 - ХУ1 - ХУ11 в. в Европе). Зарождаются все современные формы духовной деятельности, эгоистические организмы, сословия, многообразие церквей. То есть характеризуется бурным цветением жизни в многокачественности своих проявлений.

3 период - период вторичного упрощения. Бегство от сложности выражается в идее демократии. В культуре разрушение, принижение ее. Происходит нивелирование личности, отсюда мещанское европейское общество есть общество усредненного человека, который боится многоцветия. Все сводится к единому эквиваленту -деньги. В результате человек превращается в винтик.

Россия находится только во 2 периоде. Сохранение постоянства вызвано тем, что она приняла византийский идеал в качестве основы всей жизни. В Византии существовало постоянство, это залог ее молодости. Надо этот идеал сохранить. Он предполагает православие аскетическое. Самодержавие, опирающееся на силу, народность, предполагает народную культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: