Федоров Николай Федорович

(1828 - 1904)

Был родственным Толстому по подходу к философии, к нравственности. Свое учение назвал философией общего дела.

Был библиотекарем в Румянцевском музее. Работал, писал в стол. Его последователи собрали его труды и издали.

Исходит из того, что ныне существующая философия была философия отвлеченности, ущербная. Не является мудростью, понималась как логическая мудрость. Отрыв философии от жизни ее беда. В настоящее время философствовать отвлеченно - безнравственно. Философия должна быть не отвлеченной мыслью, а философией дела. Должна быть занята переустройством и обустройством человеческой жизни. Должна формировать идеал и способствовать концентрации всех действий, волевых, нравственных, религиозных качеств, чтобы осуществить идеал жизни.

Идеалисты, рационалисты ограничиваются отвлеченными идеями, эмпирики - учением от фактов. Если и говорили о деле, то это было жалкое изображение фантазий. На место отвлеченной философии должна прийти деятельная, проективная философия. Должна быть и проектом, и делом. Философы прошлых времен, как полагали, занимались разрешением деятельности человека, его свободой. Но о какой свободе могут говорить эти философы, когда человек везде несвободен. Самое страшное угнетение человека - угнетение его природой. Философия должна заниматься осмыслением гнета. Чтобы его преодолеть. Герцена считал предшественником.

Проективная философия является наукой о двух категориях и должна ими заниматься. Остальные философии тоже их касаются. Это проблемы родства и неродственности. Мы должны осознать, что самая основная нравственная, естественная, религиозная связь есть родство (людей, природы, Бога). В этом родстве заключается смысл человеческого существования, истории человеческой жизни. Триипостасный Бог есть символ такого родства. Неродственность - отклонение, искажение жизни человека, это есть смерть человечества. Высшее проявление родства, единство религиозной связи. Федоров считал долг сына перед отцом. Это есть идеал, восстановление мертвых, оживление их. Природа в отношении родства - природа покоренная родственному человеку. Опираясь на науку, нравственность, надо бросить силы на освоение природы. Высшим проявлением враждебности природы является смерть.

В плане критики уделял внимание критике философии Канта. Кант ограничил человека теоретическим знанием от практического. Возвел это в абсолют, а дела - случайные принципы. Подвергал критике Гегеля за его панлогизм и отвлеченность. Прусская монархия - это идеал государства. Ницше тоже критиковал за то, что человека возвел на пьедестал сверхчеловека. Главный принцип: должен выжить сильнейший. А где отношение родства? Это философия смерти, отчуждения и неродственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: