Народничество

Лавров, Михайловский - социология. Развивает субъективный метод в социологии. Исторические явления совершаются людьми. При их изучении надо учитывать человеческую точку зрения. Человеческие события отличаются от явлений природы. Все исторические события рассматриваются относительно социально-нравственного идеала. Социальный идеал формирует личность.

У Бакунина все построено на чувственном восприятии русской жизни.

У Михайловского акцент на нравственную сторону. Марксизм должен быть дополнен. Он односторонен своей экономикой. Говорил об общине, о ее нравственном значении. Основную роль играет нравственный фактор. Экономический принцип - не главное. Теория факторов. Есть разные факторы, в зависимости от социального идеала, исследование этого условия может играть разную роль. Важно было взять всю совокупность факторов, чтобы оценить эти события.

Михайловский много писал о теории прогресса. Вступил в спор со Спенсером, концепция которого: по мере развития общества его члены дифференцируются по своим специальностям (ссылался на Дарвина). Михайловский, исходя из этически-нравственной позиции, не соглашался. Спецификация - одностороннее развитие личности. Небыль ее гармонии. Цель общества - гармоничное развитие личности. Это было критерием общественной теории, истории.

Развивал субъективный взгляд. Формировал идеал личности = интеллигенция. Она есть та сила, которая движет общественное развитие. Герои обладают гармоничным развитием, а толпа масса, которая повинуется сильной личности. Этим определяется исторический процесс.

Много говорил о народе, о его нуждах и проблемах, хотя сам термин "народник" не признавал. Считал себя представителем народной философии.

В России есть особенные исторические условия. Бакунин анархист. Сначала был гегельянцем. Революционаризм в жизни. Народническая идеология. Находил отличия в жизни, истории, социальности, нравственности Европы от России (общинное начало, владение народа землей, солидарная сила, угнетение народа, православная церковь). Начало борьбы за землю - народническая анархистская концепция. Пишет сочинение о враждебности государства народу. Федерализм как союз общин должен утверждаться. Пересматривал гегельянство, в Гегеле видит обоснование строя Европы. Переходит на позиции материализм. Ценен как выразитель определенных тенденций в русской жизни. Был ориентирован на пролетарские массы, рабочий класс.

Лавров: народ к революции не готов. Интеллигенция должна готовить приемы пропаганды, использовать все средства, даже государство. Народ надо просвещать.

Бакунин - все ликвидировать и организовать союз. Народ всегда готов к революции, но боится. Не бунтует в силу административной разобщенности. В философии Лавров тяготел к материализму, к марксизму. Особый путь России - минует капитализм (либеральные народники), пытались проводить реформаторскую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: