Сознательное и бессознательное

Источником сознания выступает и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которой является сознание индивида.

Открытие бессознательного в психике человека обычно связывают с именем З. Фрейда. Разработанный им метод получил название психоанализ. Фрейд считал, что человеческое сознание состоит из трёх уровней: Сверхсознание («сверх-Я» — правила поведения, родительские запреты, моральная цензура); сознание («Я») и бессознательное («Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний, самые значительные здесь — половой инстинкт и инстинкт агрессии. «Оно» — это и личное бессознательное (вытесненные переживания), и те комплексы, которые достались нам в наследство от нашего животного и первобытного состояния. Сверху на «Я» давят требования общества, снизу — комплексы и инстинкты. Последние подавить и подчинить «сверх-Я» невозможно — это и приводит к неврозам или к нарушению психики. Фрейд полагал, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами. Сон, по Фрейду, является символическим выражением неосознанных желаний. Поэтому анализ сновидений есть основной метод исследования бессознательного. К другим методам изучения бессознательного в психоанализе относят анализ свободных ассоциаций и анализ трансфера (переноса) - эмоциональная связь между аналитиком и пациентом.

Самым адекватным выразителем противоречий психики является Эдипов комплекс. Два проклятия над человеческой психикой — отцеубийство и кровосмесительство. Нормальный человек выходит из этого затруднения, сублимируя (воплощая) огромную энергию своего бессознательного в науку, творчество или социальную деятельность. Религия — вид истерии, когда человек свои детские сексуальные комплексы, связанные с отцом, переносит на Отца небесного, религиозный фанатизм — психическое заболевание.

Теорию коллективного бессознательного предложил К.Г. Юнг. Структура личности по Юнгу состоит из трёх частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное является своего рода «памятью поколений», тем психологическим наследством, с которым ребёнок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Наряду с инстинктами, архетипы являются врождёнными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного, и составляют основу общечеловеческой символики.

Основными архетипами Юнг считал эго, персону, тень, мать, отца, Аниму или Анимус, «старого мудреца» и «самость».

Эго является центральным элементом личного сознания, т. к. оно как бы собирает разрознённые данные личного опыта в единое целое. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы выражения.

Тень является центром личного бессознательного. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опыте, так тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместные с его персоной, с нормами общества, при этом чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, т. к. индивиду необходимо вытеснить в бессознательное всё большее количество желаний.

Первым архетипом, начинающим формировать сознание ребёнка, является, по Юнгу, архетип матери. Для ребёнка мать во всех отношениях — самое близкое и самое сильное переживание, возникающее к тому же в наиболее пластичном возрасте. Она воспринимается в бессознательном состоянии не как определённая, конкретная личность, а как архетип, значение которого изобилует самыми разными возможностями.

С развитием сознания ребёнка в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу матери. Отец тоже сначала является не как определённая личность, а как всеобъемлющий образ Бога. В течение жизни этот властный образ также отступает на задний план: отец становится имеющей границы, зачастую слишком человеческой личностью. И наоборот, образ отца распространяется на все возможные сферы, соответствующие его значению.

С наступлением половой зрелости проявляется новый архетип — Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин). Это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле, фигуру любимого человека. Этот архетип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, т. к. является источником новых ощущений. Обе эти фигуры были скрыты под маской родительского образа, но теперь они появляются незавуалировано.

Еще одним архетипом является архетип старого мудреца или мага. Этот архетип восходит к образу шамана в первобытном обществе. Мудрый старец освещает хаотическую темноту жизни лучом смысла. Это просветлённый учитель и мастер, водитель души. В самом общем смысле это архетип духа.

Самость, с точки зрения Юнга, является центральным архетипом для личности, проявляющейся и в сознательной, и в бессознательной части. Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает всё большую целостность, самость и, индивидуализируясь, становится всё более свободной в своём выражении и самопознании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: