Особенности философии XX века

Феноменология

Психоанализ

Экзистенциализм

Прагматизм

Постпозитивизм

Позитивизм и неопозитивизм

Особенности философии XX века

Тема 8. Философия XX века

Иметь или быть.

Э. Фромм

План:

2. В преддверии философии XX в.: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П.В., Панарин А.В. Философия. М., «Издательство МГУ», 2001.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.

3. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

4. Горелов А.А. Философия. М., «Юрайт-Издат», 2003.

5. История философии. Запад-Россия-Восток. Учебник. М.,1996, Кн. 2.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., «Логос», 1996.

10. Рассел Б. История западной философии. М., 1995.

11. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

12. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. Сумерки богов. М., 1989.

13. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

14. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

15. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

16. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

17. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

18. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

19. Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX – начала XX столетия. М., 1995.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. 1994.

XX столетие – это особое историческое время, это век социальных катастроф, великих взлетов человечества и таких же его грехопадений. Неслучайно в философии отчетливо выявились два крупных полюса.

Первый полюс образовала рациональная философия, которая выразила определенные позитивные тенденции и крупные достижения в деятельности современного человечества. Это философское направление представляет собой культ научно-технического разума, его энергичную защиту. Философский рационализм – выражение духа исторического оптимизма, вера в неодолимость общественного прогресса.

Рационализм XX века представлен в частности, творчеством Макса Вебера (1864-1920 гг.). В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он развивал идею рациональности, образцом чего является научное знание. Рациональность – это развитие и внедрение научного знания в жизнь общественного организма, что обеспечит по убеждению ученого высокую эффективность хозяйственной и всякой иной деятельности современного человека.

На волне успехов научно-технической революции появились теории «индустриального общества» (Д. Белл, А. Тоффлер, Е. Масуда и др.). В них проводилась мысль о том, что при содействии НТР будут благополучно разрешены наиболее острые социальные проблемы, и общество перейдет в «постиндустриальное» состояние. В нем широкое применение найдут качественно новые технологии, а особую роль станет играть технократия, – слой специалистов и организаторов производства. «Научно-технический разум» принесет людям желанное счастье и благополучие, социальную справедливость и уверенность в будущем.

Второй полюс – иррациональная философия, или неклассическая. Именно она отчетливо показала противоречивость и неоднозначность человеческого прогресса, заставила по-новому взглянуть на человека и его место в обществе и мире. Это направление выдвинуло плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями. Что же дало основание называть данную философию «неклассической», что включается в это понятие?

Философский рационализм пытается разгадать загадку бытия в терминах деятельного отношения субъекта к объекту. Предполагается, что мыслящий индивид, устраняя момент собственной субъективности, приблизиться к пониманию мира «как он есть». Классическая философия дает человеку как заданное его «сущность», возможности которой в принципе беспредельны и зависят от упражнения способностей сознания и его нравственного самосовершенствования.

Начиная с К. Маркса, философия несколько иначе решает проблему человеческого бытия. На вопрос, почему человек такой, а не иной, почему, скажем, предмет видится таким, а не иным, она отвечает: потому что между человеком и миром есть целая система общественных связей. Человек не может видеть предмет «сам по себе», он способен освоить лишь формы деятельности с этим предметом. Самого себя человек также видит сквозь призму конкретно-исторических социальных связей. Возможности человеческого совершенствования зависят не столько от него самого, сколько от общественных условий. Только когда общество будет нуждаться в гармоническом, всесторонне развитом человеке, тогда сущность человека совпадет с его эмпирическим существованием.

Вместе с тем, уже в философии Шопенгауэра и Ницше появляется тема радикального отличия человеческого бытия от законов и связей остального мира. Само бытие человека раскалывается на две сферы, отнюдь не находящиеся в гармоничном единстве: собственно бытие человека, обладающего особым даром самоопределения, и сфера социальности, общества, имеющего свои законы, причинно-следственные связи. Оказывается, что сознание, ориентированное вовне на решение каких-то инструментальных задач, проходит мимо самого главного – человеческой жизни и ее смысла. Социальность, являющаяся результатом такой установки сознания, лишает человека широких жизненных ориентаций и в итоге подчиняет власти обусловленной обстоятельствами ситуации. В конечном счете, это ведет к утрате человеком собственной подлинности.

Если дело обстоит таким образом, вполне естественной задачей для философии теперь является помощь человеку выстоять в чужом мире, сохранить собственную суверенность, укрепить «собственно человеческую истину», отличающуюся от анонимных истин враждебного ему общества. В связи с этим «неклассическая философия» критически оценивает и даже ставит под сомнение исторический прогресс, а также утверждает недоступность человеческому разуму абсолютной истины. Вселенная устроена неразумно, в ней отсутствует порядок и целесообразность. Она непознаваема, не может быть осмыслена человеком.

Также чертой нового мышления является выделение иррациональных, бессознательных, интуитивных, стихийных сил в сознании и жизни человека. Происходит натурализация сущности и существования человека. Ее корни можно обнаружить в учениях Чарльза Дарвина и Огюста Конта, называвших человека высшим видом животного. Сущность человека, согласно натуралистическому воззрению, не в том, что он обладает разумом, а в том, что он принадлежит природе. Все, что философы привычно называют мышлением, чувствами, желаниями, можно оценивать как символическое выражение инстинктивных импульсов. Человек всего лишь высокоразвитое животное. Иррациональная философия отвергает представление о человеке как разумном, добром, любящем существе. «Человек – это айсберг», для которого определяющими выступают инстинкты и страсти. Человек подобен зверю, а его жизнь в обществе подчинена действию механизмов естественного отбора (выживает сильнейший).

Вместе с тем натуралистическая концепция не принимает тезис о неизбежной деградации человека, наблюдаемой якобы на протяжении многотысячелетней истории. По мнению представителей философии жизни, человек – это существо, утратившее ощущение подлинной жизни, ее основных ценностей и идеалов. Он довольствуется набором сплошного суррогата (язык, техника и т.д.) вместо того, чтобы развертывать свои истинные природные силы. Первым философским направлением, откликнувшимся на реальные противоречия западной культуры конца XIX в. стала философия жизни, поставившая проблему существования иррациональных, досознательных оснований бытия мира и человека. Представители философии жизни – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Поворот к неклассическому типу мышления также прослеживается в творчестве С. Кьеркегора и К. Маркса. Осветим основные положения их учений.

2. В преддверии философии XX в.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: