double arrow

Сущность человека


Философия стремится выработать наиболее общее представление о природе и сущности человека. Что же представляет собой человек как родовое существо? На этот вопрос нельзя найти ответ, не проанализировав характеристик его деятельности, так как именно через деятельность раскрывается сущность человека.

Как и активность животных, деятельность людей представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность социальных систем ориентироваться в среде – воспринимать значимые сообщения и перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы. И в тоже время механизмы информационного поведения человека обладают несомненной качественной спецификой. Им присущи особые функциональные возможности. Целью нашей деятельности следует считать не только сам желаемый результат усилий, но идеальный образ желаемого результата, который создается сознанием и контролируется волевыми импульсами, направляющими физическую активность в заданном, рассчитанном направлении. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов и основанные на ней регулярности. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

Хорошо известно, что условно-рефлекторная модель поведения позволяет высшим животным гибко приспосабливаться к ситуации, мобилизуя свой прежний опыт для реакции на возможные изменения. Однако животное способно «думать» о голоде или страхе, лишь испытывая их, и только для человека с его автономным сознанием существует «опасность вообще», переживаемая в ситуации ее фактического отсутствия.

Ученые приходят к выводу, что именно способность к эвристическому символическому поведению составляет специфицирующий сущностный признак человеческой деятельности. Это и есть разумность человека как возможность нестандартного поведения в нестандартной ситуации, предполагающей выработку эвристических реакций, не содержащихся в прошлом опыте. Понятно, насколько способность человека продумывать свои действия, обобщать эмпирическую информацию расширяет границы и возможности его деятельности. Именно эта способность определяет колоссальную пластичность человеческого поведения, умение искать и находить оригинальное решение для каждой отдельной задачи.

Анализ специфики человеческой деятельности продолжим с указания на то, что всякая деятельность не возникает сама по себе, а вызывается определенными потребностями. После встречи с предметом, способным в какой-то мере удовлетворить потребности, они начинают приобретать форму побудительной силы. Таким образом, предметность является важнейшей характеристикой любой деятельности.

Предметность человеческой деятельности связана с еще одной ее сущностной чертой – преобразовательностью. Суть в том, что, в отличие от жизнедеятельности животных, сердцевину человеческой жизнедеятельности составляет активное изменение мира. Причем изменение по собственным меркам, т.е. создание новых, необходимых для человека условий существования в соответствии со все возрастающими и исторически меняющимися человеческими потребностями.

В связи с тем, что систематическое создание и применение орудий труда является характерной особенностью человека, орудийность деятельности является важнейшей сущностной чертой человеческого существования.

Надо подчеркнуть, что создание орудий труда становится необходимым и возможным только в условиях совместной деятельности наших далеких предков. Таким образом, мы приходим еще к одной сущностной характеристике человеческой деятельности – ее социальности. Созданные человеческой деятельностью предметы материальной и духовной культуры выступают необходимой формой связи людей в общество, важнейшим посредником их общения и, в конечном счете, способом человеческого существования. Общественный характер деятельности является, пожалуй, важнейшей ее характеристикой, обусловливающей качественное своеобразие человека. Вне общественной жизни индивид не может стать человеком. Об этом говорят факты, когда дети раннего возраста попадали в среду животных и росли там в полной изоляции от общества. Возращенные впоследствии в человеческую среду они не могли уже в достаточной мере приобрести и закрепить в своем поведении многие специфически человеческие качества.

Сам человек в результате своей активности выступает как существо не только «творимое» обществом, но и творящее его. Он не только меняется в зависимости от исторической эпохи, но и сам творит историю. Но, творя историю, преобразуя в своей практической деятельности природу и общество, человек одновременно творит и себя как общественного человека.

В обществе человек проявляет себя как личность, индивид. Каково различие этих понятий? Начнем с понятия «индивид». Оно является широким понятием и несет в себе главным образом количественную характеристику представителя биологического вида «гомо сапиенс» – его представленность в единственном числе. С полным правом мы можем назвать индивидом и только что родившееся дитя.

В понятии «человек» отражается весь комплекс наших естественно-природных и общественно-исторических характеристик. Причем на первый план выдвигаются те из них, которые выделяют нас из окружающего природного мира: предметно-преобразовательный и социально-исторический характер деятельности, ее орудийность, способность к абстрактному мышлению и др.

Являясь продуктом и активным преобразователем природных и общественно-исторических условий своего существования, человек оказывается в силу этого включенным в исторически изменяющиеся системы общественной деятельности и общественных отношений. Мера включенности конкретного человека в общество и отражается в понятии «личность», определяя ее сущность. Личность – это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и вхождения в мир культуры. Важнейшие качества личности – ее индивидуальность, уникальность и неповторимость – имеют, прежде всего, социальное происхождение в отличие от уникальности любого природного предмета, включая животный мир.

Фундаментальным качеством личности является ее свобода. Обладание свободой является непременным условием ее самореализации и развития. Вместе с тем, абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и общественного бытия навязывают личности определенные рамки деятельности и поведения. По словам Гегеля «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным».

Со свободой теснейшим образом связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. «Истинная свобода, – писал русский философ С.А. Левицкий, – есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью». Свобода связана с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности, с ответственностью перед миром, в котором существует человек. Человек ответственен за все происходящее вокруг него и с ним самим, ответственность – это плата за свободу.

Наряду с выяснением сущности человека, в философской антропологии весьма важным и всегда актуальным является вопрос о его природе. Вопрос этот сложный и является предметом дискуссий. Суть их состоит в столкновении двух крайних позиций. Представители первой из них – биологизаторской, характерной для многих школ современной западной философии, признают в качестве определяющих природу человека биологические факторы: развитость мозга, врожденные задатки, темперамент и др. Биологические качества человека определяют его поведение. Другая крайняя позиция – социологизаторская (Т. Мор, В.И. Ленин и др.) – сводится к почти полному отрицанию роли организма человека, считая его лишь необходимой природной предпосылкой человеческой жизнедеятельности, и абсолютизирует роль социальных факторов.

Предпринимаются также попытки разрешить спор через констатацию биосоциальной природы человека (Э.В. Ильенков, Н.П. Дубинин, И.Т. Фролов и др.). Такой двухфакторный подход зачастую корректируется указанием на социальную сущность человека. Основные качества человека – способность мыслить, творчески действовать – имеют все же социальное происхождение. Под влиянием социализации природное начало в человеке становится культурным, выделяя человека из животного мира. При этом не следует забывать, что бытие людей есть результат развития органической жизни.


Сейчас читают про: