double arrow

Экзаменационный билет № 9


Расскажите об особенностях живописи Рембрандта.

В истории изобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более чем кто – либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Рембрандт использовал светотень как важнейшее средство художественной выразительности. Свет в его картинах определяет все построение, световые акценты, позволяет зрителю охватить основное, фиксируя его внимание на наиболее существенных моментах данной сцены. Вместе с тем, постепенные переходы от освещенных мест к затененным, создают ощущение окружающей воздушной среды. Фигуры в картинах Рембрандта не кажутся помещенными в безвоздушном пространстве, вокруг них чувствуется атмосфера, которая смягчает резкость очертаний и объединяет все изображенное в едином живописном видении. Совершенствуя на протяжении всего своего творчества средства художественного воздействия, Рембрандт полностью овладевает светотенью.

В связи с углублением его творческих исканий постепенно меняется и понимание художником света, который приобретает как бы символический характер. Он выступает как некий моральный критерий. Противопоставление освещенных и затененных фигур в картинах Рембрандта нередко говорит о борьбе сил добра и зла. Наряду с этим мягкие переходы от света к тьме создают вокруг происходящего созвучную ему атмосферу. Часто возникает ощущение, что люди в его картинах сами излучают свет.

Тесно связаны с пониманием задачи светотени и колористические искания Рембрандта. В соответствии с пронизывающим темное пространство золотистым светом художник строит картину на теплой, желтовато- красной гамме, вводя черный, а иногда и белый цвета. Теплые оттенки человеческого лица и рук, озаренных мягким светом, глубокие красные или черные цвета одежд, еще более глубокий темный фон - основное цветовое построение его картин. Вполне определившийся к 1640- м годам колористический строй произведений Рембрандта основан на полной гармонии цветов в богатой оттенками теплой красной гамме. Художник умеет извлечь необычайные живописные эффекты из сравнительно ограниченной палитры. Красное и желтое, черное и белое приобретают иное звучание в зависимости от своего места в общей композиции, то, вспыхивая на свету теплым сиянием, то постепенно гасимые тьмой, притягивают взор большой поверхностью единого цвета. Используя свойства масляной краски, которую он накладывает густым, непрозрачным слоем и направление мазка, художник достигает исключительного разнообразия цветовых звучаний. В поздних вещах Рембрандта чувствуется такая свобода живописного мастерства, с которой не может сравниться ничто из достижений голландских живописцев его времени.

Рембрандт выступал против официальных академических канонов, против обязательности изучения анатомии, пропорций человеческого тела, перспективы, против незыблемости идеалов классической скульптуры и рисунков Рафаэля. В противовес этим классицистическим нормам Рембрандт обращался к природе, к реальной жизни, к живому человеку.

Считал, что техника для художника - не самоцель, средство выражения. Красота в искусстве не должна искажать правду.

1. Что такое «насыщенность цвета»?

расные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными- отсутствие цвета вообще). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком (тоном), насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.
Насыщенность- это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Насыщенность- это количество света в цвете, это степень выраженности цветового тона. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова- у одних цветов она выражена больше, а у других меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло-желтый, розовый, светло-голубой, бежевый или темно-коричневый, темно-синий и т.п. цвета. В то же время, например, в ярко-красном, синем, зеленом цветах цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в выше названных цветах.
В практике малонасыщенные цвета можно получить путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от черной- более темным. Чем больше к хроматическому цвету примешивают ахроматического, тем больше он теряет свою насыщенность и приближается к ахроматическому.
В акварели степень насыщенности цвета зависит также от количества воды, пигмента, взятого на кисть, а также тона светлоты.


Сейчас читают про: