Расскажите об особенностях живописи В. Н. Сурикова

Экзаменационный билет № 13

1. Как вы понимаете работу отношениями в живописи?

Каждый предмет надо писать относительно друг друга, учитывая тон и цвет (например может в картине присутствовать несколько желтых пятен: одно пятно слабенькое, блекло, другое сильное-насыщенное, другое пятно лимонное и т.д.- все они называются желтым пятном (одинаковым желтым цветом), но по отношению друг к другу они разные. Различаются по светлоте, тону, насыщенности и т.д. Поэтому, чтобы точно передать изображение на плоскость холста или бумаги, надо уметь работать отношениями (отношения во всем: тонально, по цвету, объему, форме, насыщенности и т.д.).

В.И. Суриков - величайший русский исторический живописец, героем картин которого впервые стал народ.
Суриков родился в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. Первые уроки ри-сования он получил у Н.В. Гребнева, преподавателя уездного училища. Рисунки Сурикова при-влекли внимание губернатора П.Н. Замятина, который ходатайствовал о его зачислении в Пе-тербургскую Академию художеств. Золотопромышленник П.И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, взял на себя расходы по содержанию Сурикова. В 1868 году он не был принят в Академию, так как оказался недостаточно подготовленным. Суриков поступил в школу Об-щества поощрения художников и за лето освоил трехгодичный курс. В 1869 году он успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств.
Развитию природных данных художника во многом способствовал П.П. Чистяков, вос-питавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков написал свою первую картину из древнерусской истории Княжий суд (1874). В 1875 году художник создал про-граммную работу Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агрип-пой, сестрой его Вереникой и римским проконсулом Фестом. Большой золотой медали, даю-щей право на заграничную командировку, он за неё не получил. Суриков закончил Академию в звании классного художника I степени. Когда через полгода он <в виде исключения> получил возможность поехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. В 1877 году художник окончательно переехал в Москву, создав в течение двух лет фрески, изображающие Вселенские соборы. Больше Суриков никогда на заказ не писал, более всего для художника ценя свободу.
Переезд в Москву изменил всю его жизнь. <Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь>, - вспоминал художник. В 1880-е годы Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины Утро стрелец-кой казни (1881), Меншиков в Берёзове (1883), Боярыня Морозова (1887).
Сюжетом для картины Боярыня Морозова послужили события XVII века, когда во вре-мена правления отца Петра I царя Алексея Михайловича произошёл раскол церкви, поводом к которому послужили реформы патриарха Никона. Суриков обратился к образу сподвижницы защитника древних, исконных традиций Руси протопопа Аввакума Феодосье Прокопьевне Мо-розовой, которая была женой боярина, воспитателя царя. Суриков изобразил момент, когда за-кованную в кандалы Морозову везут в розвальнях по улицам Москвы. Во всём облике боярыни с высоко поднятой рукой с двоеперстным крестом старообрядчества - огромная сила духа. Ря-дом идёт её сестра и единомышленница княгиня Урусова. Сестёр посадили в подвалы Паф-нутьев-Боровского монастыря, где они умерли от голода. Суриков не понимал действий от-дельных исторических лиц без народа, ему нужно было вытащить его на улицу. В толпе явно больше тех, кто сострадает героине, и, прежде всего, женщин - <женское царство Морозовой> (по выражению Сурикова).
В ходе длительной работы над произведением постоянно происходило совершенствова-ние композиции, которую Суриков считал главным в картине.
Очень интересен колорит картины. В центре чёрное пятно одежды Морозовой. Худож-ник сам рассказывал о том, как зародились живописные образы <Морозовой>: <Всё с натуры писал: А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу, и одно крыло отставила, чер-ным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог, потом боярыню Морозову написал>. Толпа же изображёна необыкновенно красочно. Но все эти яркие пятна смягчены и объединены мягким рассеянным светом. В картине ощущается голубоватая дымка морозного воздуха.

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего - это этюды к историческим полотнам, портреты близких ему людей и автопортреты.
Всё искусство Сурикова - проникновенная, глубокая дума о русском народе.
Суриков стоит в ряду тех великих художников, исключительной целью искусства которых было прославление своего народа, его национальной красоты, его высоких душевных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: