Расскажите о влиянии освещения на восприятие цвета.
Экзаменационный билет № 11
Высказывания Грабаря о живописи.
Экзаменационный билет № 10
Высказывания Делакруа о живописи.
1. Что такое «светлота цвета»?
Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными- отсутствие цвета вообще). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком (тоном), насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.
Светлота- это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, желтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например светло и темно-красный помидор). Светлота цвета зависит и от того, на каком фоне рассматривается предмет.
Умение дать оценку и передать различие видимых цветов по светлоте очень важно для практической деятельности художника как в рисунке карандашом, так и в живописи. Художнику часто приходится уравнивать различие хроматических цветов по светлоте для того, чтобы подчинить звучание цвета общему живописному решению формы.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т.е. один цвет относительно светлее или темнее другого.
Любой источник света создает определенные условия для восприятия цвета. Так при написании картины при искусственном освещении все цвета окрасятся и примут оттенок цвета лампы (желтой, красной и т.д.). Таким образом, будет очень трудно реалистично передать изобразить предмет, определить градации цветов т.к. все оказалось в одном колорите. Поэтому рисовать надо всегда при дневном освещении, в условиях солнечного утреннего освещения природа приобретает свою многокрасочность. В полдень, при ярком солнце, все высветляется, цвет выглядит менее насыщенным, чем утром. От яркого солнечного света голубые, синие и зеленые цвета на свету выглядят несколько блеклыми. Насыщенность красных, оранжевых цветов изменяется меньше.
После полудня, к вечеру цвета вновь становятся более плотными, интенсивными. После заката с наступлением сумерек вначале последовательно меркнут красные, оранжевые, затем зеленые, синие, голубые цвета.
Таким образом, с изменением интенсивности света изменяется светлота и насыщенность цвета. Поэтому картины или этюды, написанные в различное время дня или в разную погоду должны отличаться прежде всего по общему тонально-цветовому решению.
А.Г. Венецианов стал первым изображать сцены из народной жизни, Один был из осно-воположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отме-ченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: "На пашне", 1820-е гг., "Захарка", 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изо-искусстве романтизма, педагог-реформатор.
Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей.
Сюжет картины "На жатве" почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А.Г. Венецианов менее всего задавался Целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и под-тверждает этот вывод полное отсутствие на полотне аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок "Лето", который прекрасно выражает общее настроение всего произведе-ния.Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недви-жим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит "какая-то тихая игра облаков".При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередо-ванию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А.Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне "На жатве. Лето" (как и в картине "На пашне. Весна") основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повто-ряется несколько раз, подобно рефрену в песне.
Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.
Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на воз-вышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля - то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Не-смотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окру-жающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами нераз-рывного единства.
Но природа в картинах А. Г. Венецианова - это не просто арена человеческого труда, он не выступает как насилие над природой, искажающее ее естественный облик. С точки зрения художника, труд человека - это продолжение жизнедеятельности природы, с той лишь разни-цей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя природа, именно в этом смысле он и есть "венец творения".
Превосходно написан задний план - поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними - высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.
А.Г. Венецианов обладал редким поэтическим даром, умел находить поэзию в повсе-дневных заботах и хлопотах человека - в его труде и быте. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А.С. Пушкине. Как и сочинения Пушкина, "где дышит у него рус-ская природа", так и картины А.Г. Венецианова "может совершенно понимать только тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Русь - родина, чья душа... нежно организована и развивалась в чувствах".