Основные Идеи немецкой философии 19 века

Немецкая классическая философия является влиятель­ным течением философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевро­пейской истории. К этому течению относится философское учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шиллинга, Л.ФеЙербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззрен­ческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей­ сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, передача идей между поколениями и современниками. К этому тече­нию можно отнести философию К.Маркса и Ф.Энгельса. Учение этих мыслителей вписывается в традицию немецкой клаассической философии, представляя собой завершающий этап ее эволюции. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философской проблем.

И.Кант - основоположник классической немецкой фи­лософии, совершил переворот в науке, суть которого состо­ит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим законам. В его творчестве выделяют два пе­риода - докритический, в котором он решает естественно научные проблемы, и критический, когда он написал свои главные произведения - «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика Практического разума (этическое уче­ние), «Критика способности суждения» (эстетика). Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, при этом он­опирался на законы Ньютона. Он впервые поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов, выдвинул идею о категориях - основополагающих, общих понятиях, которыми оперирует философия.

Кант сформулировал моральный закон - нравственный иммператив: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом». Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

В философии Ф.Гегеля была развернута внутренняя ло­гика движения абсолютного духа от его чистого бытия к природе, а затем к человеческому обществу. Гегель обосновал концепцию объективного идеализма. Он демонстрирует действие диалектических законов в мировом процессе: за­кон единства противоположностей, закон перехода количе­ства в качество, закон отрицания отрицания. основной за­слугой мыслителя перед философией является разработка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Л.Фейербах является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он вы­двинул целостную и последовательную материалистиче­скую картину мира. Он рассматривает материю как природ­ное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал материалистическую теорию познания с высокой оценкой роли чувствв познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, выступал как атеист, разработал основные принципы гyманизма. Его философия завершила классический этап немецкой фило­софии и заложила основы немецкого материализма.

В начале 40-х годов 19 века возникает марксизм, (К.Маркс и Ф.Энгельс). Это сложная мировоззренческая система, которая включает в себя философию, политэконо­мию и теорию научного социализма. Марксизм явился тео­ретическим выражением кризиса капитализма и по своей социальной сути отразил политические цели и интересы пролетариата. Сущность экономического учения марксизма составляет теория прибавочной стоимости, которая раскры­вает механизм эксплуатации наемного труда. Политическое учение марксизма сформулировано в теории научного социализма. Это учение о пяти формациях развития человече­ского общества. Теоретической и методологической базой политэкономии и теории социализма является марксистская философия в форме диалектического и исторического мате­риализма. Специфика марксистской философии - в ее соци­альной направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: