double arrow

ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА


Немецкая классическая философия второй половины 18-го - первой половины 19-го вв. была апофеозом рацио­нализма. Классическая - имеется в виду высочайший уро­вень ее представителей и уровень поставленных задач, ко­торые они решали.

Философия поставила вопрос об основах и условиях своего собственного существования и развития, вычленив в качестве исходных категорий полярные диалектические противоположности: мышление и бытие.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник класси­ческой немецкой философии, разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: .

«Что я могу знать?», «Что я должен делать?» , «На что я могу надеяться?». Из множества трудов Канта особо выделяются:

«Критика чистого разума» (1181) - излагается теория познания.

«Критика практического разума» (1788) - излагаются этические познания.

«Критика способности суждения» (1790) - изложение эстегических взглядов.

В «Критике чистого разуиа» Кант внес изменения, в понятия «Метафизика» и «Теория познания». Метафизика для него - наука об абсолютном, но в границах человече­ского разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувст­венном восприятии, только чувства дают нам сведения о внешнем мире.

В познании различают две стороны: содержание и фор­му. Содержание определяется опытом. Форма знания не за­висит от опыта (она врожденная и присуща нашему созна­нию). Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим вещам в себе они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта - это уже разум.

Разум диалектичен, его заключения иллюзорны, так как не подкреплены опытом.

Но роль разума выше, это регулятивная форма по отно­шению ко всем остальным познавательным способностям человека. Идеи Бога бессмертие души - недоказуемо. Но это моральная вера. Она основана на человеческой нравственности.

В труде «Критика практического разума» Кант называет нравственное сознание практическим разумом. Этот вид ра­зума сильнее теоретического. Человек в важнейших жиз­ненных ситуациях должен доверяться не рассудку, а нрав­ственному чувству - долгу.

«Критика собственности суждений» начинается с изло­жения системы критицизма, затем следует критическая эс­тетика возвышенного, прекрасного, гениального, затем - критика принципов биологии, согласно которой Кант отвергает механическое объяснение жизненных процессов. В за­ключение - критическое определение границ применения теологического мышления при метафизическом толковании мира.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

Поступай согласно правилам, которые могут стать все­общим законом.

В поступках исходи из того, что человек - наивысшая ценность.

Все поступки должны делаться на благо обществу.

Философия Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на специалистов своей теоретической и практиче­ской стороной. Учением о морали он сориентировал творчество Шиллера. Гете признавал, что Кантовская «Критика способности суждения» дала философские основы его твор­честву. Фихте, Шеллинг, Гегель связывали его имя со своей идеалистической метафизикой. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности мораль­ных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.


Сейчас читают про: