Иррационализм 19 века

В первой половине 19 века происходит небывалое развитие Европейской культуры и науки. Под натиском цивилизации отступала феодальная раздробленность хозяйства, отсталость в культурной и политической жизни. Это было подтверждением правоты рационализма. Немецкая классическая философия максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеали­стических позиций были согласны не все.

Во второй половине 19 в. выделились два направления критики немецкой классической философии:

  1. критика с позиций материалистической философии;
  2. критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Они для критики «гегелианства» использовали не новые подходы, как материалисты и позитивисты, а старые. Они пытались объяснить мир с позиций старого догегелевского идеализма. Так зародился иррационализм - философия, отвергающая логические связи в природе, восприятие мира как целостной закономерной системы, критикующая диа­лектику Гегеля и саму идею развития.

Идейным отцом философии иррационализма и «фило­юфии жизни» был А.Шопенгауэр (1788-1860). Его филосо­фия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и пре­обладающими над ними силами эгоизма и злобы. Жизнь, по мнению Шопенгауэра, - это «плесень» на одном из «ша­ров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а, следовательно, своим страданием. Окружающий мир не имеет целостности, он не зако­номерен, не подконтролен разуму и подчиняется только другим силам, например, воле, аффектам. Воля намного сильней разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями и инстинктом. Воля - ­центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него.

Воля - это идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

В книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэром выведен логический закон достаточного основания.

Согласно этому закону истинная философия должна ис­ходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.

Философия Шопенгауэра, несмотря на то, что не была признана современниками, оказала свое влияние на разви­тие неклассической идеалистической философии.

Учение датского философа С.Кьеркегора сводится к то­му, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины - жизнь, смерть, не познаются логикой, а переживаются непосредст­венно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.

Переживание - это любовь, вера, тоскa, страх, они и со­ставляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приво­дит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф.Ницше (1844-1900) - основоположник «философии жиз­ни». Жизнь по Ницше - это единственная реальность, суще­ствующая для конкретного человека.

Ф.Ницше выступил с философской программой «пере­оценки ценностей» и с откровенной критикой ryманизма. Суть программы заключалась в аморализме и нигилизме. Цель философии Ницше - помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Тол­пе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего био­типа. Волюнтаризм Ницше - это гимн к воле, власти, кото­рую сверхчеловек должен максимально развивать.

Философия Ницше - предшественница ряда современ­ных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: