double arrow

ПОЗИТИВИЗМ. В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позитивизмa, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт (1798-1857)

В 30-40 гг. 19-го столетия возникает философия позитивизмa, родоначальником которой является французский мыслитель О.Конт (1798-1857) .

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влия­ем на умы людей.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанную с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспе­рементального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предви­деть, предвидеть - чтобы обладать силой». Основу его философии программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».

По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистьами не имеет смысла, философия должна основываться только на позитивном научном знании и не нуждается в диктате философии. Это означало: 1) философское знание должно быть точным и достоверным;.2) при познании нуж­ных использовать научный метод и опираться на достижения других наук; 3) основной путь достижения знания - эмпи­рическое наблюдение; 4) философия исследует только фак­ты, а не их причины; 5) философия должна освободится от ценностного подхода и оценочного характера при исследо­вании; 6) философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.




Предназначение новой философии - разработка методо­логии наук и поиск связей между ними. Новую позитивист­скую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бекона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умозрительными.

Конт сформулировал два взаимосвязанных закона: заколн трех стадий развития ума и закон классификации наук.

В первом законе - ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления сравнимые с человеком, на второй апеллирует к абстрактным сущностям (напр. природа), на третьей - наблюдает за феноменами, ус­танавливая между ними регулятивные связи.

1. Закон классификации наук выражает необходцмость распределения их по стешщи их сложности:

2. Аналитические - изучающие явления в неорганиче­ской природе (физика, неорганическая химия).

3. Синтетичес'кие - объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).



4. Социология - прщвана изучать соц. законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжателем его идей стал английский философ Д.Стюарт Миль (1806-1873), который подверг критике уче­ние Конта за то, что познание у него не идет дальше эмпи­рического мира. Он продолжил основные идеи Конта, мно­го времени уделял разработке метода философии позити­визма: таковым он считал индукцию. В самой индукции он рассматривал, четыре метода: согласия, различия, остатков,

сопутствующих изменений.

Взгляды Миля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820-1873). В своем десятитомнике «Система синтетической философии» он утвер­ждает,что философия есть такое знание, которое «перехо­дит границы общего знания», философия - это научное зна­ние, а не сумма наук. Философия не обладает исключитель­ным правом на истину, ее надо рассматривать на равных основаниях с наукой.

Одна из заслуг позитивистской методологии - выясне­ние смысла научной деятельности и ее взаимоотношение с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил про­блему рационализации научной деятельности в самой философии.

Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие социальных исследований. Многие социологи ис­пользовали «кредо объективизма» - ряд требований, кото­рым должен следовать социальный философ.






Сейчас читают про: