double arrow

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Постклассика - философское направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую филосо­фию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая философия максимально полно для своего пе­риода объяснила сущность бытия, познания и других фило­софских проблем с позиций идеализма. Постклассики пред­ставили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической философии они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку.

Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Предствители неклассиче­ской философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма догегелевского периода, например, пла­тоновского и найти новые подходы в рамках старого до­классического идеализма.

Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал Философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина, истолкованая подобным образом, не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм.




Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к иде­ям Канта и Платона, главной движущей силой, определяю­щей все в окружающем мире, он объявил волю: воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы способной влиять на все сущее и лежащей в основе миро­здания. Воля - сущность бытия, и эта сущность ни есть мысль. В книге «Мир как воля и представление» он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия, должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыслящее и познающее существо, но еще и тело которо проявляет себя в волевом акте, оно участвует в познани мира, благодаря нему мы испытываем страдание, наслаждение стремление к самосохранению.



Материализм критиковал классическую философию за мыслительное освоение мира. По мнению Маркса, основная задача теоретической мысли в освоении и преобразовани мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономические и политические интересы человека. Предпосылками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предметами внешнего мир для удовлетворения человеческих потребностей.

Родственной иррационализму считается философ жизни» (Ф.Ницше и В.Дильтей). В ее основе лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей человеческой жизни и окружающего мира. Цель этого учения помочь человеку приспособиться к окружающему миру максимально реализовать свои способности.

Экзистенциализм вводит в философию интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике философские воззрения Гегеля, который в стремлении смотреть мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.

Средневековая философия на Руси не была сформирона как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, приход христианства, становление российской государственности и русской национальнности заставило развиваться общественную мысль. До этого вмени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философская мысль развивалась в рамках византийско-православного богословия.

Надо отметить, что русская философия развивалась не­зависимо от мировой философии и не находилась под влия­нием многочисленных философских направлений Запада.

Ее отличает глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В.Мономаха, Сильвестра, Климента Смолятича, Саровского, Фалофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, по­пытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы.

Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских пре­образований с середины 18 в. трудами М.В.Ломоносова (1711-1765). В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место ро­ли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомическая природа строения вещества.

А.Н.Радищев большое внимание уделил социально­-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер.

Началом рассвета русской классической философии стал 19 век. П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Вл.С.Соловьев вме­сте с представителями русской классической литературы несли миру выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть допу­щены жертвы. Недопустимы социальные проекты, которые достигаются при помощи насилия над личностью.

В философских и литературно-критических работах 19 - начала 20 вв. осмысливались исторические события, свя­занные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений, проведением либеральных реформ.

В русской философии этого времени получили известность следующие направления:

  1. Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю.Самарин). Ратовали за самобытный путь развития России.
  2. Западиичество (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Квелин). Отстаивали общечеловеческий и путь европейской цивилизации.
  3. Материализм (Н.Чернышевский. Н.Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.
  4. Марксизм (Г.Плеханов. В.Ленин). Одна из особенно­стей марксизма в России - направленность на измене­ние общественно-политического строя.
  5. Религиозиая философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, ПФлоренский). Ведущие идеи русской ре­лигиозной философии этого периода - соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
  6. Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудро­сти, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.
  7. Эсхатологическая философия. Связана с апокалипти­цескими настроениями предчувствия гибели западной кулыуры.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализ­му с его прагматизмом и желанием, подавить в человеке ин­дивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики.

В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гума­нистическому духу философского сознания в целом.






Сейчас читают про: