ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Постклассика - философское направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую философию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая философия максимально полно для своего периода объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с позиций идеализма. Постклассики представили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической философии они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку.
Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Предствители неклассической философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма догегелевского периода, например, платоновского и найти новые подходы в рамках старого доклассического идеализма.
|
|
Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал Философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина, истолкованая подобным образом, не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм.
Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к идеям Канта и Платона, главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, он объявил волю: воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы способной влиять на все сущее и лежащей в основе мироздания. Воля - сущность бытия, и эта сущность ни есть мысль. В книге «Мир как воля и представление» он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия, должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыслящее и познающее существо, но еще и тело которо проявляет себя в волевом акте, оно участвует в познани мира, благодаря нему мы испытываем страдание, наслаждение стремление к самосохранению.
|
|
Материализм критиковал классическую философию за мыслительное освоение мира. По мнению Маркса, основная задача теоретической мысли в освоении и преобразовани мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономические и политические интересы человека. Предпосылками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предметами внешнего мир для удовлетворения человеческих потребностей.
Родственной иррационализму считается философ жизни» (Ф.Ницше и В.Дильтей). В ее основе лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей человеческой жизни и окружающего мира. Цель этого учения помочь человеку приспособиться к окружающему миру максимально реализовать свои способности.
Экзистенциализм вводит в философию интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике философские воззрения Гегеля, который в стремлении смотреть мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.
Средневековая философия на Руси не была сформирона как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, приход христианства, становление российской государственности и русской национальнности заставило развиваться общественную мысль. До этого вмени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философская мысль развивалась в рамках византийско-православного богословия.
Надо отметить, что русская философия развивалась независимо от мировой философии и не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада.
Ее отличает глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В.Мономаха, Сильвестра, Климента Смолятича, Саровского, Фалофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, попытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы.
Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских преобразований с середины 18 в. трудами М.В.Ломоносова (1711-1765). В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место роли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомическая природа строения вещества.
А.Н.Радищев большое внимание уделил социально-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер.
Началом рассвета русской классической философии стал 19 век. П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Вл.С.Соловьев вместе с представителями русской классической литературы несли миру выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть допущены жертвы. Недопустимы социальные проекты, которые достигаются при помощи насилия над личностью.
В философских и литературно-критических работах 19 - начала 20 вв. осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений, проведением либеральных реформ.
В русской философии этого времени получили известность следующие направления:
- Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю.Самарин). Ратовали за самобытный путь развития России.
- Западиичество (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Квелин). Отстаивали общечеловеческий и путь европейской цивилизации.
- Материализм (Н.Чернышевский. Н.Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.
- Марксизм (Г.Плеханов. В.Ленин). Одна из особенностей марксизма в России - направленность на изменение общественно-политического строя.
- Религиозиая философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, ПФлоренский). Ведущие идеи русской религиозной философии этого периода - соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
- Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудрости, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.
- Эсхатологическая философия. Связана с апокалиптицескими настроениями предчувствия гибели западной кулыуры.
Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализму с его прагматизмом и желанием, подавить в человеке индивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики.
|
|
В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гуманистическому духу философского сознания в целом.