Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ




ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Постклассика - философское направление, возникшее на рубеже 19-20 вв. как реакция на классическую филосо­фию. Постклассическими являются учения А.Шопенгауера, К.Маркса, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, О.Конта. Немецкая классическая философия максимально полно для своего пе­риода объяснила сущность бытия, познания и других фило­софских проблем с позиций идеализма. Постклассики пред­ставили различные учения, но их объединяло одинаковое понимание бытия. В отличие от мыслителей классической философии они понимали бытие не как мысль, мышление, идею, а отдавали предпочтение самим вещам, фактам реальной жизни, поступкам, практике, человеку.

Философы, постклассического периода переосмыслили учение Гегеля, они обосновали возможность философствовать о бытии не как о мысли, подвергнув критике принцип тождества бытия и мышления. Предствители неклассиче­ской философии пытались объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма догегелевского периода, например, пла­тоновского и найти новые подходы в рамках старого до­классического идеализма.

Постклассики указали, что слабость теории Гегеля в том, что он начал Философствовать с «понятия бытия», не учитывая все проблемы реального бытия, проблемы отдельного человека, он свел сущность человека к мышлению, оставив без внимания природу человека, мир его чувств и физических потребностей. Особой критике была подвергнута идея Гегеля о понимании истины как движения чистой мысли к Абсолюту. С их точки зрения истина, истолкованая подобным образом, не затрагивает потребности и не решает проблемы конкретного человека. Отвергнув теории рационалистического идеализма, философы постклассики попытались проработать интуицию бытия не как мысли, создав при этом разные учения: материалистические, ориентированные на рационализм, идеалистические исповедующие иррационализм.

Иррационализм был представлен творчеством А.Шопенгауэра. В своих работах он критиковал диалектику и историзм Гегеля. Шопенгауэр призывал вернуться к иде­ям Канта и Платона, главной движущей силой, определяю­щей все в окружающем мире, он объявил волю: воля является центральным понятием философии Шопенгауэра, он придает ей свойство абсолютного начала, идеальной силы способной влиять на все сущее и лежащей в основе миро­здания. Воля - сущность бытия, и эта сущность ни есть мысль. В книге «Мир как воля и представление» он вывел логический закон достаточного основания, согласно которому, истинная философия, должна исходить только из представления, которое является фактом сознания. В противовес Гегелю, Шопенгауэр утверждал, что человек не только мыслящее и познающее существо, но еще и тело которо проявляет себя в волевом акте, оно участвует в познани мира, благодаря нему мы испытываем страдание, наслаждение стремление к самосохранению.




Материализм критиковал классическую философию за мыслительное освоение мира. По мнению Маркса, основная задача теоретической мысли в освоении и преобразовани мира. Практическое действие не может быть сведено к объясняющему мышлению, оно должно включать в себя экономические и политические интересы человека. Предпосылками философствования должны служить не мысли, понятия и теоретические рассуждения о внешнем мире, а реальные действия по овладению предметами внешнего мир для удовлетворения человеческих потребностей.

Родственной иррационализму считается философ жизни» (Ф.Ницше и В.Дильтей). В ее основе лежит понятие воли, которой отводится роль основной составляющей человеческой жизни и окружающего мира. Цель этого учения помочь человеку приспособиться к окружающему миру максимально реализовать свои способности.

Экзистенциализм вводит в философию интуицию бытия не как мысли. С.Кьеркегор подверг критике философские воззрения Гегеля, который в стремлении смотреть мир глазами Творца забыл о человеке и его экзистенции.

Средневековая философия на Руси не была сформирона как самостоятельная наука, но необходимость осмысления исторических событий, приход христианства, становление российской государственности и русской национальнности заставило развиваться общественную мысль. До этого вмени в России над мышлением господствовала греческая ортодоксальная церковь, и философская мысль развивалась в рамках византийско-православного богословия.



Надо отметить, что русская философия развивалась не­зависимо от мировой философии и не находилась под влия­нием многочисленных философских направлений Запада.

Ее отличает глубина, всесторонность и специфичность изучаемых проблем. Под воздействием византийской культуры в религиозно-философских трактатах В.Мономаха, Сильвестра, Климента Смолятича, Саровского, Фалофея затрагивались вопросы добродетели, объяснение христианства, по­пытки соединения его с язычеством, проблемы государства, права, природы.

Русская философия как наука и как философское творчество начинается лишь после и на основе петровских пре­образований с середины 18 в. трудами М.В.Ломоносова (1711-1765). В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов отводил большое место ро­ли этики, морали и нравственности. Им была выдвинута атомическая природа строения вещества.

А.Н.Радищев большое внимание уделил социально­-политической философии. Социально-философские взгляды мыслителей того времени носили просветительско-гуманный характер.

Началом рассвета русской классической философии стал 19 век. П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Вл.С.Соловьев вме­сте с представителями русской классической литературы несли миру выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой могут быть допу­щены жертвы. Недопустимы социальные проекты, которые достигаются при помощи насилия над личностью.

В философских и литературно-критических работах 19 - начала 20 вв. осмысливались исторические события, свя­занные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений, проведением либеральных реформ.

В русской философии этого времени получили известность следующие направления:

  1. Славянофильство (А.Хомяков. К.Аксаков, Ю.Самарин). Ратовали за самобытный путь развития России.
  2. Западиичество (П.Чаадаев, Т.Грановский, К.Квелин). Отстаивали общечеловеческий и путь европейской цивилизации.
  3. Материализм (Н.Чернышевский. Н.Добролюбов). В России материализм существовал в двух видах: антропологический и утилитарный.
  4. Марксизм (Г.Плеханов. В.Ленин). Одна из особенно­стей марксизма в России - направленность на измене­ние общественно-политического строя.
  5. Религиозиая философия (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, ПФлоренский). Ведущие идеи русской ре­лигиозной философии этого периода - соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
  6. Русский космизм. Связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной мудро­сти, созданием гармоничного, свободного от насилия мира.
  7. Эсхатологическая философия. Связана с апокалипти­цескими настроениями предчувствия гибели западной кулыуры.

Русская философская мысль, как и русская духовность, всегда находилась в оппозиции к буржуазному рационализ­му с его прагматизмом и желанием, подавить в человеке ин­дивидуальность и духовность, живую жизнь бездушными законами логики.

В одностороннем рационализме западной философской мысли русские философы видели ее кризис - измену гума­нистическому духу философского сознания в целом.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1621; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9272 - | 7387 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.182.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.