double arrow
Базовые антропологические законы жизни человека

1 закон: «Человек должен сам себя делать, тем, что он есть. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества. Т.е. человек может жить только сам управляя своей жизнью.

2 закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру».

3 закон: «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который принуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия. Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски таковой основы мира. Которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием. Богом. Религиозность выступает как поиск защиты и стабильности в Боге. Но утопическое место человека, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.

ИТОГИ:

Специфические, человеческие феномены, которые присущи только человеку (с позиции философской антропологии) и отличают человека от животных:

- природная недостаточность человека, побуждающая его постоянно прибегать к практике самозащиты, самоопределения, свободы выбора, проектирования своего мира, к поиску еще не

достигнутого. Человек – утопическое живое существо, стремится к тому, чего еще нет, стремится быть тем, чем он хочет быть. Человек сам создает себя, самым различным образом используя природу… (Гелен);




- человек выходит за рамки биологической необходимости, стремится познать весь мир, открыт всему миру, приобретая независимость от окружающей среды;

- человек как Я-субъект обладает властью над самим собой, способен сдерживать свои инстинкты, анализировать свои мысли, чувства, внутренний мир, осознавать неповторимость своего Я, осознавать , что тело и личность – не одно и то же (поэтому клонирование личности невозможно, даже если станет осуществимым клонирование тел);

- характерная черта человеческого существования - восприятие пространства и времени как тотальностей (Э. Кассирер). Человек воспринимает каждую реальную вещь только в пространственно-временной обусловленности: связывает частные пространства в тотальное пространство независимо от местонахождения собственного тела – «символическое пространство», формирует представления о бесконечном универсальном пространстве, осознает прошлое и будущее, непрерывность своей жизни, способен в определенной степени предвидеть будущее, управлять им. Поэтому человек – историческое существо, создает историю, преобразуя реальность мира и общества;



- специфическая функция человека – символизирующая функция. Способность выражать многие реальности в символической форме, познавать реальности условных знаков, систем символов. Поэтому человек живет не только в физическом мире, но и в мире символическом (разговорный и письменный язык, математика, искусство, обряды, культура – характерные символические системы). «Человек – символическое живое существо» (Э.Кассирер);

- самая сложная символическая система – язык (средство выражения мышления, познания мира, средство общения, обучения, культуры);

- характерная для человека символическая, недоступная животным – это художественное выражение красоты и ее созерцание, создание искусства (искусство отражает мир и идеализирует его, это усовершенствовать природу и создать то, чего природа не создает, передать чувства, идеи человека);

- важнейшая человеческая символическая функция – создание науки как средства познания закономерностей мира, способности достигать истинные объективные всеобщие и систематические знания о различных областях реальности, в значительной степени достигая власти над природой;

- отличительная человеческая сущность – различение нравственного добра и зла, критериев оценки степени правильности человеческих сознательных поступков, целей и ценностей, создание этики;

- человеческое стремление к пониманию первопричины всего окружающего, к пониманию смысла своей жизни, к поиску и познанию Абсолюта, к поиску устойчивой основы бытия и защиты от случайностей – побуждает человека к религии. Сознание мира, самосознание и сознание Бога образуют структурное единство, конститутивную черту человека (М.Шелер);

- смех, игра, праздник, труд, техника – принципиально отличительные феномены человека. Все перечисленные элементы, будучи специфичными для человека, объединяются в едином понятии культуры.

Самосознание и культура – главные отличительные свойства человека.






Сейчас читают про: