double arrow

Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские

Рене Декарт (1596-1650) считал возможным, объяснить феномен человека с помощью ясных и четких идей. Он выделял в человеке тело и душу, которые соединены друг с другом, но субстанционально различны и не сводимы друг к другу. Тело есть протяженная субстанция. Это машина, регулируемая рефлексами. Душа – мыслящая субстанция. Она приходит в мир. Уже обладая всеми идеями. Которые просыпаются в человеке под влиянием чувственных стимулов – сначала как ощущения, смутные идеи, затем как ясные, существующие в форме логического, рационального мышления, которые соответствуют объективной реальности. Человеческий разум – высшая и последняя инстанция, которая раскрывает все тайны бытия. Главная сущность человека определяется как «мыслящее существо», рациональное существо. Это рациональный подход.

Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVII вв

Гуманистический подход к человеку в философии Возрождения.

С середины 15в. До конца 16в. В эпоху Возрождения формируется новое гуманистическое понимание человека, что влечет за собой возвышение человека именно как человека, возвышение его красоты, силы, гордости. В философии Возрождения подчеркивалась ценность безграничных творческих возможностей человека.

Итальянский философ Мирандола (1463 – 1494) стоял на позициях антропоцентризма: Бог ставит человека в самом центре космоса, делая его судьбой мудрости, величия и красоты воздвигнутого им мироздания. На земле нет ничего, более великого, кроме человека, а в человеке – ничего, более великого, чем его ум и душа.

В противовес рациональному подходу к пониманию человека, возникает другой подход – эмпирический (эмпиризм), который рассматриваетчеловека, прежде всего как чувственное существо, который может познавать мир и себя только на основе чувственного опыта, ощущений, а разум человека есть орудие комбинирования ощущений и не может преодолеть горизонт чувственного. Природа надежно указывает человеку, что есть добро и что зло: добро доставляет удовольствие, а зло вызывает неудовольствие или боль. Для человека не нужно знать, в чем состоит истина, для него важнее понимать, в чем заключается полезное и приятное. Но эмпиризм замыкал человека в субъективности его ощущений, разрушал человека в качестве личности.

Антропология XVIII - XIX в. Немецкая классическая философия о человеке.

Антропология XVIIIв. – века Просвещения постулировала: человек – есть разумное существо. Природа человека сама по себе хороша, и если не искажать ее социальными и религиозными предрассудками, она сама подскажет человеку как поступать. Природа не нуждается в сверхъестественной помощи, поэтому природа и разум приведут человека к счастью, для которого он создан и на которое имеет право.

Философы Просвещения признавали существование души, ее бессмертие, существование Бога, который создал мир, природу, но Бог не вмешивается в общественную жизнь людей, и люди должны сами строить свой мир, свое общество, не надеясь на Бога, а руководствуясь своим разумом, моралью, справедливостью. Человек рассматривается как сын Природы и сын Истории.

Иммануил Кант (1724-1804) внес значительный вклад в антропологию: он разграничил антропологию на «физиологическую антропологию», которая исследует то, «что делает из человека природа» и «прагматическую антропологию», которая изучает, что человек как свободно действующее существо делает, или может должен сделать из себя сам. Т.е. человек принадлежит к двум мирам: миру природной необходимости и к миру нравственной свободы. Человек является высшей ценностью мира, он есть цель сама по себе. Кант ставит человека на одну ступень с Богом.

Кант, перечисляя основные вопросы философии: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? наряду с ними ставит вопрос «Что есть человек?» Кант отмечает, что первые три вопроса можно отнести к антропологии, ибо первые три вопроса относятся к последнему.

Кант рассматривает человека в трех измерениях:

- «эмпирическое Я»- чувственный опыт человека о самом себе;

-«трансцендентальное Я» - единство самопознания;

-«метафизическое Я» - духовная субстанция души, которую нельзя познать.

Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею, возносит достоинство человеческой личности и ее свободу.

Гегель (1770-1831) характеризует человека как самосознание, как существо, в котором Идея, или Абсолют осознает себя. Абсолют есть Идея. Эта Идея мыслит саму себя во всей действительности, в том числе и в природе, но раскрывает себя только в человеке. Гегель выделяет три фазы в манифестации Идеи: 1. субъективный Дух, познающий посредством трех ступеней - души, сознания, разума; Дух, ищущий свободы; 2. объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе, государстве; 3. Абсолютный Дух, обнаруживающий себя в искусстве, религии, философии. Совершенный человек – это человек-философ, достигший совершенного, абсолютного знания и примиренный со своей действительностью.

В философии XIX в. появились новые подходы к пониманию человека.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) сформулировал антропологическую концепцию, в которой «человек – единственный, универсальный и высший предмет философии», а религия, Бог – это своеобразное порождение самого человека. Человеческая сущность проявляется в реальном, человеческом бытии, в общении реальных людей. Важное место Фейербаха в истории антропологии объясняется тем обстоятельством, что он открыл отношение Я – Ты как необходимое для реализации личности. Общение, отношение любьви представляют собой сущностные элементы личностного бытия.

Немецкий философ Дильтей (1833 – 1911) показал, что задача философии заключается в том, чтобы понять «жизнь человека» исходя из нее самой, изучить жизнь как способ бытия человека, как культурно-историческую реальность, как духовную целостность. Человек по Дильтею, сам есть история, которая и раскрывает его сущность.

Немецкий философ, экономист, социолог Карл Маркс (1818 – 1883) рассматривает человека как материальное существо, часть материальной природы. Живя в обществе, человек становится элементом функционирования экономики и определяется ею, т.е. человек выступает как совокупность общественных отношений, а общественные отношения - суть экономические отношения производства и обмена. Маркс видит в человеке не индивидуальную личность, а представителя вида, общественное существо, которое способно к самореализации только в качестве родового существа, и человеческий род имеет в целом большую ценность, чем отдельная личность.

Конец 19 в. Фридрих Ницше (1844 -1900)считал, что люди должны произвести сверхчеловека, который будет свободен от христианских ценностей и ценностей толпы и сам установит для себя новые ценности: гордость, насилие, господство, власть над другими. Ницше превозносит жизнь в качестве высшей человеческой ценности, и под жизнью он понимает инстинкт и волю к власти как господству над другими. Главная черта человека, по Ницше, это воля, стремление к власти. Разум человека, его суждения о мире, ценности, вся его духовная жизнь – это проявление воли к власти, стремление сохранить или отвергнуть определенные формы жизни.

Философская антропология XX в.

В философии 20 в. проблема человека рассматривалась по многим направлениям.

Экзистенциализм

Психоаналитические теории

Структурализм

Постмодернизм

Появление философской антропологии явилось своеобразным итогом наращивания философских знаний о человеке. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и свойств.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса. Природы. Общества, исторической необходимости. Мирового разума или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции философской антропологии и марксисткой философии.

Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М Шелер, А.Гелен, Г. Плеснер, Э.Роттакер и др.

«Философская антропология» - это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. М.Шелер

Философская антропология выдвинула в эпицентр познания именно человека. Ставит своей целью его философское познание, рассматривает человека не только как предмет познания, но и как первопричину всех явлений, с ним связанных. Т.е человек рассматривается как первоначало, первосущность мироздания в целом и той группы явлений, с которыми он связан.

Макс Шелер (1874 – 1228) – немецкий философ, утверждал, что проблема человека – центральная, к ней сводятся, в конечном счете, все проблемы философии. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Между человеком и остальным животным миром имеется существенное различие – это наличие у человека духа.

Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру, т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии.

Важнейшие компоненты человеческого духа:

- способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение»)

- эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).

Человеческий дух носит личностный характер. Личность – это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.

Сущность человека заключена, прежде всего, в его духовности.

Духовность является сущностью человека, так как:

1.Именно в духовности человека аккумулируются его связи с миром и обществом;

2.Духовность раскрывает сущность человека как неповторимого и уникального индивида;

3. Духовность человека характеризует тот импульс активности, деятельности, преобразования, который заложен в человека;

4.Человеческая духовность воплощает в себе весь социальный мир, является выражением социального мира.

А. Гален (1904 – 1976), основное произведение – «Человек, Его природа и положение в мире», обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело не имеет защиты, острота чувств уступает животным). Чтобы выжить, человек должен стать действующим существом (т.е. совершать действия, создавать орудия, выращивать себе пищу). главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создание вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры (второй природы человека) лежит духовное начало. Само создание человеком общества и культуры оценивается как своеобразное порождение, компенсация его изначальной биологической «недостаточности». Культура рассматривается как процесс «стабилизации», как процесс упорядочивания его избыточных, не контролируемой самой природой влечений. Культура выступает как интегральный механизм поддержания целостности и стабильности общества. А человек выступает и как творец общественных структур, культуры, и как их продукт, детерминируемый обществом и подчиненный их воздействию.

О. Больнов - сформулировал основные методические принципы философской антропологии:

1.Принцип антропологической редукции, рекомендующий рассматривать все области культуры – экономику, государство, религию, науку и т.д. – как продукты человеческого творчества;

2.Принцип органона, рекомендующий понимать человека, его сущность. Исходя из общества, мира культуры, созданного им же;

3.Принцип антропологической интерпретаций отдельных явлений человеческой жизни, позволяющий анализировать проявления телесной, чувствительной и душевной организации человека.

Г. Плеснер (1892 – 1985) считал, что человек занимает центральное положение в мире. Человек отличается от животных «эксцентрической позицией» т.е., человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, осознавать себя как личность.

Эксцентрическая позиция задает:

- структуру внутреннего мира человека;

- основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: