double arrow

Античные традиции философского анализа человека

В целом, греческая философия явилась первой попыткой понять сущность человека, его отличие от природы, выделить главный отличительный видовой признак человека – его разум (Логос).

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Уже на первых этапах развития философии (древней китайской, индийской, греческой философии) человек мыслился как составная часть единого космоса. Как своеобразный микрокосм, отображение и символ Вселенной.

Родоначальником философии человека можно считать греческого философа Сократа (470-399 гг. до н.э.), который создал учение о человеческой душе, разуме, а самопознание человека выступает главной целью философии. Учение Сократа сконцентрировало греческую мысль на человеке, поиске истины, человеческом достоинстве, познании человеком самого себя и жизни в согласии с нравственными нормами.

Древнегреческий философ Протагор (490 – 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей».

Греческий философ Платон (428 – 347 до н.э.) рассматривает человека, прежде всего как бессмертную божественную душу, которая временно соединена с телом вследствие грехопадения и должна управлять телом, направлять человека к развитию от низшего к высшему. В земной жизни задача человека состоит в том, чтобы приготовиться к окончательному освобождению своей веной и божественной души и достигнуть созерцания идей в иной жизни. Если человек уклоняется от выполнения этой задачи, его душа перевоплощается в другое тело, утрачивая свою цель. Душа имеет три части и три разные функции: разумную, гневливую и вожделеющую. Тело человека принадлежит призрачному миру материи, а душа – вечному миру сущностей.

Аристотель (384 – 347 до н.э.) заложил основы психологии, науки, изучающей душу человека. Аристотель полагает, что человек представляет собой единую реальность, единую природу, в которой тело – это материя, а душа – форма. Душа и тело субстанционально соединяются в одну природу как материя и форма. Благодаря душе тело становится живым человеческим телом, наделенным способностью двигаться, ощущать, действовать, мыслить. Следовательно, человек представляет собой не составное сущее, образованное двумя разными сущностями, а материальное тело, формой или определяющим началом которого выступает душа. Аристотель определяет человека как разумное живое существо, и видовым отличительным признаком человека выступает его мышление, его способность к познанию. Средством воспитания и самоосуществления человека является полис, социальная жизнь в обществе. Этика и политика изучают практическую деятельность, поведение человека и являются «философией о человеческом».

Стоическое учение (Зенон, Хрисипп – главные представители стоической школы 4-3вв. до н.э.) рассматривают человека как существо, которое должно уметь владеть своими страстями, фаталистически подчиняться и принять законы природы и судьбы, законы всемогущего Логоса. Познание человеком философии, логики и этики – это самый эффективный способ исцелиться от страстей и обрести совершенное душевное равновесие.

Эпикурейская философия (Эпикур 341-270 до н.э.) считала, что человек, призван благоразумно наслаждаться чувственными удовольствиями жизни, по мере возможности избегать зла и достигнуть некого состояния покоя, чтобы полнее насаждаться дарами жизни.

Множественность толкований природы человека привела к возникновению скептицизма: скептики говорили, что человек знает только то, что ничего не знает, и поэтому не нужно принимать никаких решений и брать на себя обязательства – и тогда достигается безразличие, источник спокойствия и счастья.

Таким образом, базовыми признаками человека, которые были выделены греческими философами и легли в основу философской антропологии являются:

способность к мышлению, речь, общественная жизнь человека и присутствие в человеческой личности высшего, духовного и бессмертного компонента, этика самообладания и самовоспитания.

Средневековая христианская концепция человека.

Философия средневековья сформулировала религиозно-философский взгляд на человека как творение Бога. Все человеческое существо (и тело, и душа) – творение, образ и подобие Бога.

Бог вступает как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели, и назначение, смысл человеческой жизни – приблизиться к пониманию и реализации заповедей Бога. Бог объясняет человеку, что есть добро и зло, помогает ему. Чтит его свободу и достоинство: будучи свободен в своих решениях. Человек полностью ответственен за свои поступки, живет на земле только раз и на протяжении этой жизни создает собственную окончательную судьбу, определяет как свою земную участь, так и участь вечную. Источник личностного существования человека – Любовь. Человек ответственен за свою совесть только перед Богом.

Философ Августин (354 – 430) рассматривает идею грехопадения человека и его искупления, идею о бессмертии человеческой души и божественной предопределенности человеческой жизни,

которая однако не исключала определенной степени свободы выбора человеком своих убеждений и поступков. Решающее значение он придавал не интеллекту человека, а его любви, не разуму, а вере.

Философ Фома Аквинский (1225-1247) рассматривал человека как частицу установленного Богом микропорядка. Ценность человека определяется его соответствием этому микропорядку. Душа человека сотворена Богом и вложена в тело как неполная субстанция, а вместе с телом душа образует единую полную субстанцию. Душа нематериальна и бессмертна, способна существовать независимо от тела, представляет жизненное начало в человеке и наделяет его способностью к духовным актам, внутренне независимым от материи. Но личностью является только человек, а не душа сама по себе. Конечную цель человека составляет полное постижение Бога как Высшей Истины и Высшего Блага. Для того, чтобы человек достиг конечной цели, Бог дал ему естественный закон, который предписывает человеку жить личностно, опираться на добродетели, законы церковной и гражданской власти. Человеческий интеллект представляет собой потенциал человеческой сущности, восходящей к Богу. Человеческая душа и личность человека – это самое благородное во всей разумной природе – является самоценной. Доктрина Фомы Аквинского надолго утвердила метафизическое теологическое представление о человеке, вплоть до наших дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: