Движение Стригольников

Антицерковные и внутрицерковные группировки в период возвышения Москвы

Ноября.

Тверская литература.

В Твери тоже было развито летописания, особенно в первой половине 15 века при князе Борисе Александровиче.

(тут рассказ о каком-то тверском произведении, но оно необязательно для прочтения, а у меня садится зарядка, так что этот конспект обойдется без него).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Афанасий Никитин совершил свое путешествие с 1466 года по 1472 год и умер до 1476 года. В произведении он описал собственное путешествие в Индию. В отличие от европейцев, которые были в Индии, но не описаны, а он взял и описал. Так-то.

Цели путешествия — торговые и коммерческие. А на обратном пути Афанасий скончался и записки его попали в Москву. Произведение дошло до нас в 7 списках. Жанр произведения — путевые очерки. Их всего 14, 7 из них литературно обработаны, а 7 дошли в необработанном виде, видимо работа была прервана на середине из-за смерти автора.

Афанасий Никитин был первым русским путешественником. Очевидно, что он был небогатым, товары он взял в кредит, а где-то по пути его обокрали, о чем он и написал в отрывке, который я совсем не поняла на древнерусском языке. Бедненький.

Заслуга его в том, что он описал Индию без приукрашений. В этом произведении проявилось личное начало даже сильнее, чем в «Молении Даниила Заточника». Примечателен также язык произведения — нет никаких фольклорных влияний, написано народным лаконичным языком. Это новый этап в развитии жанра — светское путешествие, в отличие от религиозного путешествия. Это рассказ об умном человеке, который приехал из другой страны, но все понял и все аналитически запечатлел.

В 13-14 веках русская церковь была очень связана с государственной властью, и связь была более сильной, чем в других государствах. В 1453 году пал Константинополь и связь стала еще более тесной, когда Россия избавилась от зависимости от константинопольского патриарха. 15 век — век очень неспокойный, век еретических течений — антицерковных группировок.

Они не признавали пострижения в монахи и перестригались — отсюда название. Другая версия: стригольники стригли сукно. Еретики считали, что внешняя обрядовая вера совершенно бездушная и мертвая. Они отрицали монастыри, монашество, святых, почитание икон, считали, что единственная стихия — внутренняя вера человека. Эта ересь возникла в Новгороде и Пскове, потому что это были феодальные республики, народ был очень активным: на вече кто громче кричит — тот и побеждает. А иногда даже дрались на реке Волхве.

Эта ересь распространилась и до Москвы и получила название «ересь Жидовствующих», что совсем не соответствовало ее сущности, потому что связи между этой ересью и иудаизмом не было. Вообще время было неспокойным. В 1492 году, например, ожидали конец света. Сам Иосиф Волоцкий, который подхватил это жидовствующее название назвал это время «временем пагубной богохульной бури». И он боролся против ереси, и в своих сочинениях с том числе. Написал сочинение «Просветитель», против ереси в том числе.

Вообще, монастырь — институт очень сложный, противоречивый. Внутри церкви было две группировки, которые боролись между собой:

1. Иосифляне — по имени предводителя Иосифа Волоцкого, который основал Волоцкий монастырь.

2. Заволжские старцы — это северные монастыри на верхнем течении Волги (по отношению к Москве, а не «за Волгой»). Старец — это наставник, необязательно старый человек. Во главе заволжких старцев стоял Нил Сорский. На реке Соре он основал первый в России скит. Как он понимал скитскую жизнь? Говорил, что отшельничество ведет к гордыне, считал, что в скиту должно жить небольшое количество людей — 2-3 человека, например, наставник со своими учениками. Заволжские старцы — скитские жители, жившие от трудов рук своих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: