Философия Возрождения. Теоцентризм средневековой философии был преодолен в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Наивысший расцвет культуры Возрождения – 15 век в Италии, где Платоновская

Теоцентризм средневековой философии был преодолен в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Наивысший расцвет культуры Возрождения – 15 век в Италии, где Платоновская Академия предлагает «программу» действий - возрождать античные идеалы человека, а также науки и искусства. Своеобразным «мостиком» от Средних веков к Возрождению послужила разработка концепции макрокосма (мира в целом) и микрокосма (человека) Николаем Кузанским (14-15 вв.), высказавшим идею беспредельности мира и бесконечности его познания человеком. «Речь о достоинстве человека» (Дж. Пико делла Мирандола) утверждает, что человек отличается от прочих творений Бога тем, что сам способен творить, и поэтому он стоит в центре мира. Возрождение – это эпоха становления индивидуальности – титанической личности, стремящейся стать из человека богом. Потенциально к этому способны многие – поэтому так важен гуманизм, внимание к человеку, вырвавшемуся из религиозно-обрядовой традиции. Суровая критика клерикализма характерна для представителей так называемого Северного Возрождения (Германия, Англия, Нидерланды) – гуманистов Эразма Роттердамского, Томаса Мора. Перед человеком Возрождения мир раскрывается по-новому, что выразилось в создании системы прямого перспективного изображения Леонардо да Винчи (в противоположность обратной, «духовной» перспективе, принятой в иконописи).

Новое естествознание и науки, подготовленные развитием гуманизма, обеспечили создание гелиоцентрической картины мира в работах Коперника (15-нач. 16 вв.) и Галилея (16-17 вв.). Пантеистическая философия Дж. Бруно соединила материализм, стихийную диалектику, гуманизм, величественную идею вечной и бесконечной природы.

Кроме внимания к человеку-«царю природы» в философии Возрождения исследуется жизнь общества. Разнообразие взглядов здесь поразительно – от индивидуализма этики Николо Макиавелли до коллективизма утопических проектов идеального государства в книгах Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца»).

Новые отношения человека, мира и бога стали предпосылкой для реформирования христианской религии. Возрождение завершается протестантским движением (Реформацией), инициированным гуманистом Мартином Лютером. Этические выводы, сделанные последователями Лютера, Жана Кальвина и других реформаторов, не отвергали бога, но не допускали священнослужителя посредничать между ним и человеком. Анализ практических последствий Реформации проведен М. Вебером в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), где показано, как развитие капиталистических производственных отношений связано с идеологией кальвинизма. Здесь скрываются и истоки современной неблагоприятной экологической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: