double arrow

Тема 9. Модернизм


Тема 8. Осмысление исторического и духовного опыта поколений в литературе.

Философская направленность творчества А. де Сент-Экзюпери. Концепция человеческого братства в ситуации мировых войн. Возвышенность и абстрактность аристократического гуманизма писателя. Романтика героического действия, неприятие «цивилизации торгашей». Влияние Ф.Ницше, полемика с экзистенциалистами. Связь с романтизмом. Пафос этической ответственности и поиск эстетического совершенства в художественной организации сказки-притчи «Маленький принц».

Жанр исторического романа в немецкой литературе, разные пути его развития. Модернизация истории в творчестве Л.Фейхтвангера. Осмысление Г.Манном глубинных закономерностей развития в романе, который становится философско-историческим. Синтез социально-политического и воспитательного начал в дилогии о короле ГенрихеIV. «Гуманист на коне с мечом в руках» - идеал писателя. Фольклорные и литературные реминисценции. Смысл и функция «гамлетовских», библейских параллелей. Роль «моралите» в художественной организации произведения.

Вклад Т.Манна и Г.Гессе в развитие интеллектуального романа. Культурно-исторические основы жанра, принципы его построения. Развитие философско-эстетической концепции Т.Манна в работах «Об учении Шпенглера», «Художник и общество», «Искусство романа», «Роман одного романа» и др. Раскрытие гуманистического потенциала мифа, диалектики его взаимодействия с историей. Шедевры писателя, главные аспекты их проблематики и поэтики. Ситуация кризиса буржуазной культуры в романе «Волшебная гора». Проблема времени и ее художественное решение. Тетралогия «Иосиф и его братья» как роман-миф. Воплощение авторского идеала в образе Иосифа Прекрасного. Осмысление антифашистской проблематики в масштабном контексте истории, культуры, искусства. Тема судьбы художника в романе «Доктор Фаустус». Ницше как основной прототип Леверкюна. Герой, повествователь и автор в структуре романа. Музыка в проблематике и поэтике романа (контрапункт и лейтмотивы). Связь Т.Манна и Г.Гессе с классической традицией (Гете, романтики, Толстой, Достоевский, восточная культура и др.). Точки соприкосновения с модернизмом и постмодернизмом (своеобразие цитирования, пародирования). Обращение к психоанализу Фрейда, Юнга. Интерес к внутренней жизни человека в творчестве Гессе. Становление героя в романе «Степной волк», значение магического театра. Утопия Касталии в романе «Игра в бисер», ее реальное содержание. Антитеза как принцип построения романов писателя. Относительная противоположность позиций персонажей друг другу и авторской позиции. Игра как художественный принцип, прием, а также - символ самоценности культуры и пагубности ее отрыва от исторической практики. Проблема границ игры. Трагическое и комическое в произведениях Гессе и Манна. Т.Манн о сходстве и различии «Доктора Фаустуса» и «Игры в бисер».






Ю.О’Нил – основоположник американской национальной драматургии. Развитие принципов новой драмы рубежа веков с целью раскрытия противоречий современности во всей их масштабности и глубине. Опора на опыт античного театра в теоретическом осмыслении трагического и его художественном воплощении. Конфликт мечты и действительности в пьесе «Страсти под вязами». Невозможность его полного разрешения посредством развития самосознания персонажей, трансформации их мечты. Необходимость активизации авторской позиции. Динамика характеров, среды и символика пьесы, обращенная к истории и мифологии. Эклектичность художественного языка, несущего на себе печать многих литературных влияний, традиционных и современных.

Формирование новой художественной системы в 10-20е годы ХХ века. Критика реализма. Преемственность с романтизмом, декадансом, авангардизмом. Инверсия мировосприятия в искусстве. Моделирование сознания, творчески преобразующего бытие. Влияние идей Фрейда и Юнга. Специфика модернистского неомифологизма. Своеобразие психологизма и интеллектуализма. Интерес к сфере бессознательного. Характер образотворчества и языкотворчества. Активность формы как хаоса и реализующие ее поэтики инстинктивной памяти, сновидений, автоматического письма, потока сознания. Соотношение героя и автора. Изменения в системе жанров, развитие метажанров (роман в романе и др.). Установка на самовыражение художника. Аполитизм как результат сомнений в продуктивности общественного развития. Пессимизм восприятия жизни и стремление преодолеть его средствами искусства.









Сейчас читают про: