Тема 6. Методы финансирования капитальных вложений

Методы финансирования капитальных вложений можно оп­ределить как способы образования источников финансирования и реализации инвестиционных проектов.

Одним из методов финансирования капитальных вложений является бюджетное финансирование.

Бюджет - это основной финансовый механизм государства, имеет правовую форму в виде закона, который принимается на текущий финансовый год. Главным регулирующим документом является Бюджетный кодекс РФ. Также существуют нормативные правовые документы, определяющие порядок бюджетного финан­сирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных го­сударственных нужд. Одним из основных документов следует на­звать Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утверждено Постановлением Пра­вительства РФ от 11.10.2001 г. № 714). Расходы на финансирова­ние бюджетных инвестиций из федерального бюджета предусмат­риваются, если они включены в федеральную целевую инвестици­онную программу или имеется соответствующее решение феде­рального органа исполнительной власти, которое предусматрива­ется в федеральной адресной инвестиционной программе.

Такой же порядок существует для субъектов федерации, му­ниципальных образований.

Участниками процесса бюджетного финансирования инве­стиций на уровне федерации являются Правительство РФ, Мини­стерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли, а также государственные заказчики (федеральные орга­ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъ­ектов федерации) и заказчики-застойщики.

Правительство РФ определяет приоритеты и критерии соци­ально-экономического развития страны, регулирует распределе­ние функций между государственными заказчиками и заказчиками-застойщиками, утверждает перечень строек и объектов для го­сударственных нужд.

Министерство финансов РФ осуществляет контрольную функцию по целевому использованию средств, вносит при необ­ходимости изменения в бюджетную роспись, уведомляет Мини­стерство экономического развития и торговли РФ о предельном объеме бюджетного финансирования государственных капиталь­ных вложений, осуществляет погашение задолженности перед госзаказчиками.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет распределение государственных капитальных вло­жений между госзаказчиками, принимает решение о включении конкретных объектов в перечень, формирует перечень строек и объектов для утверждения его Правительством РФ.

Госзаказчики формируют предложения Минэкономразвития РФ о включении в перечень строек и объектов для федеральных нужд, заключают контракты о выполнении подрядных работ, взаимодействуют с органами Федерального казначейства по во­просам финансирования капитальных вложений, отчитываются перед Минфином РФ и органами государственной статистики о ходе выполнения работ на государственных стройках.

Включение в перечень федеральных строек осуществляется только при наличии утвержденной установленным образом градо­строительной, предпроектной и проектной документации. Выде­ление ассигнований госзаказчикам за счет бюджета осуществляет­ся в соответствии со сводной бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, объемами финансирования капвложе­ний и процедурами по исполнению расходной части госбюджета.

В отличие от финансирования капитальных вложений по объектам, включенным в перечень для государственных нужд, бюджетный кредит является возвратной, возмездной формой ис­пользования государственных средств для инвестирования. Бюд­жетный кредит является формой расходов бюджета соответст­вующего уровня и предоставляется юридическим лицам разных форм собственности, а также бюджету иного уровня.

Размещение кредитных ресурсов происходит на конкурсной основе. Заемщик предоставляет обеспечение исполнения обяза­тельств, формы такого обеспечения определяются Бюджетным кодексом РФ. Порядок предоставления кредитов государства определяется Постановлением правительства РФ. Обязательным ус­ловием предоставления кредита является отсутствие просрочен­ной задолженности по ранее предоставленным бюджетным сред­ствам, отсутствие просроченной задолженности по налоговым платежам. Для заемщиков, являющихся государственными пред­приятиями, кредит может быть предоставлен на беспроцентных условиях.

Каждый год при утверждении очередного бюджета устанав­ливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия предоставления кредитов, лимиты их предостав­ления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за его рамки, ограничения по субъектам, которым могут быть пре­доставлены бюджетные кредиты, а также размер процента за кре­дит.

Правительство РФ имеет право предоставлять государст­венные гарантии под инвестиционные проекты социальной и на­роднохозяйственной значимости. В качестве критериев при при­нятии таких решений определено содействие выходу из кризиса и росту производства, влияние на структурную перестройку эконо­мики, решение социальных проблем в масштабах страны, соблю­дение экологической безопасности. Постановлением Правительст­ва от 12.11.1999 г. № 1249 (ред. от 03.10.2002 г. № 731) утвержде­но Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости, где наряду с критериями оценки значимости проектов определены условия участия в конкурсе, условия предоставления гарантий.

Оценку и отбор инвестиционных проектов осуществляет комиссия по инвестиционным конкурсам, созданная при Мини­стерстве по экономическому развитию и торговле РФ. Государст­венные гарантии предоставляются тоже на конкурсной основе. К участникам конкурса предъявляется ряд особых требований.

С 1992 г. на основе Закона РФ «Об инвестиционном налого­вом кредите», а с введением в действие Налогового кодекса РФ -на основе его соответствующих статей еще одной формой участия государства в финансировании инвестиционной деятельности стал инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога, предоставляемое организации-налогоплательщику, при котором предоставляется возможность уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и про­центов по нему. Основания и условия предоставления инвестици­онного налогового кредита определяются статьей 67 Налогового кодекса РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предостав­лен по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Ре­шение принимается соответствующим финансовым органом. Кон­кретный порядок определяется договором об инвестиционном на­логовом кредите, заключаемым организацией-налогоплательщи­ком и уполномоченным финансовым органом.

Основным методом финансирования капитальных вложений является самофинансирование. Инвестиции в развитие производ­ства осуществляются за счет прибыли, полученной предприятия­ми, амортизационных отчислений, а также за счет иных собствен­ных средств инвестора.

Прибыль как источник финансирования капитальных вло­жений является частью более изменяющейся и в большей степени, чем амортизация, определяется качеством управления предпри­ятием. Поэтому можно сказать, что при прочих равных условиях все мероприятия, направленные на увеличение прибыли, служат и целям инвестирования. В то же время, поскольку инвестиционные средства формируются из чистой прибыли, то государство, уста­навливая величину ставки налога на прибыль, определяя доходы и расходы предприятий, учитываемые при определении налогообла­гаемой базы, косвенным образом влияет на инвестиционные воз­можности предприятия. При принятии решения о распределении прибыли предприятие формирует фонды, в том числе фонд накоп­ления, средства из которого используются в инвестиционных це­лях.

Амортизационные отчисления как источник самофинанси­рования в большей степени регулируются государством путем ус­тановления норм амортизации, определения состава амортизаци­онных групп основных фондов, способов начисления амортизации. Однако предприятие само формирует амортизационную политику (в рамках, установленных государством). Формирование аморти­зационной политики предприятия дает возможность уменьшить налог на прибыль за счет увеличения амортизационных отчисле­ний и, следовательно, увеличить чистую прибыль, что при прочих равных условиях увеличивает ресурсы для инвестирования.

Особое значение для амортизационной политики имеет уро­вень рентабельности на предприятии, степень износа основных фондов, конкурентоспособность продукции, выпускаемой пред­приятием. Высокорентабельное, конкурентоспособное предпри­ятие заинтересовано вернуть средства в возможно более короткие сроки (применение минимально возможного срока полезного дей­ствия для данной амортизационной группы, нелинейного метода амортизации). При убыточной деятельности предприятия, имею­щие изношенные фонды, будут стараться минимизировать свои затраты (применять максимально возможные сроки использования основных фондов, линейного метода амортизации).

Важным обстоятельством является не только проблема на­личия инвестиционных ресурсов, но также возможность воплоще­ния этих ресурсов в производствах, технологиях и других объек­тах инвестиционной деятельности, которые повышают конкурен­тоспособность хозяйствующего субъекта. В этих целях бывает не­обходимо осуществить реструктуризацию производства, что озна­чает оздоровление, санацию производственного потенциала, обес­печение снижения трансакционных издержек, повышение эффек­тивности менеджмента, усиление интеграции промышленного и финансового капитала, повышение способности восприятия про­изводственного сектора к инвестициям.

Ключевым направлением здесь является становление круп­ных корпоративных структур, интеграция научно-технического, производственного и финансового капитала. Все это находит во­площение в создании финансово-промышленных групп (далее - ФПГ). Создание ФПГ опирается на два экономических фактора: содействие росту эффективности производства за счет объедине­ния материальных и нематериальных активов, повышение уровня конкуренции на региональном и национальном рынках.

Это возможно за счет влияния ФПГ на ряд экономических процессов:

Ø стабилизацию межхозяйственных связей;

Øформирование внутренней конкурентной среды;
Ø улучшение финансовых платежей;

Ø поддержку малого и среднего бизнеса путем включения их представителей в круг своих партнеров;

Ø усиление регулируемости экономики, а значит, снижение
рисков для инвесторов.

Формирование ФПГ позволяет увеличивать собственные средства на финансирование инвестиций за счет концентрации средств на важнейших направлениях, за счет перераспределения этих средств в соответствии с целями и задачами инвестиционной политики. Действующим законодательством (Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных груп­пах») определено, что в числе участников ФПГ обязательно долж­ны быть организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки или иные кредитные организации, и могут быть инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, которые обеспечивают инвестици­онную составляющую ФПГ.

В качестве поддержки государством деятельности ФПГ воз­можны следующие мероприятия:

1. В случае реализации на инвестиционном конкурсе акции участников ФПГ, при покупке их центральной компанией той же ФПГ осуществляется зачет задолженности участника ФПГ в объ­ем инвестиций;

2. Предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амор­тизационных отчислений с направлением полученных средств на
деятельность ФПГ, прежде всего реализацию инвестиционных про­ектов;

3. Предоставление государственных гарантий для привлече­ния инвестиций в особом порядке;

4. Предоставление инвестиционного налогового кредита и иной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов ФПГ;

5. Для банков-участников ФПГ Банк России может предос­тавлять льготы для проведения инвестиционной деятельности (снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов для повышения инвестиционной активности).

Все преференции находятся в русле приоритетов промыш­ленной и социальной политики, которые устанавливаются Прави­тельством РФ и заявляются при представлении проекта Федераль­ного бюджета (отчет о мерах поддержки ФПГ представляется вме­сте с отчетом об исполнении Федерального бюджета). Уполномо­ченные государственные органы осуществляют проверку деятель­ности ФПГ.

Акционирование как метод финансирования капитальных вложений появился в России сравнительно недавно. С точки зре­ния предприятия-эмитента это хороший источник получения дос­таточно значительного капитала. Акция - долевая ценная бумага, поэтому полученные от ее размещения средства становится собст­венными средствами предприятия, возврату не подлежат. Следо­вательно, представляют для эмитента меньший риск. Также зако­нодательством не предусмотрены ограничения по сроку выпуска дополнительных акций, нет требований к обеспечению эмиссии. В случае выпуска привилегированных акций сохраняется структура акционеров, влияющих на принятие решения.

В то же время при эмиссии акций может проявиться ряд проблем и ограничений:

Øпри эмиссии привилегированных акций возникают обяза­тельства по выплате дивидендов, размер которых может опреде­ляться в уставе акционерного общества и в документах для госу­дарственной регистрации выпуска ценных бумаг;

Ø при эмиссии обыкновенных акций возможно распыление уставного капитала, снижение степени контроля над предприяти­ем;

Ø акции для инвесторов - относительно более рисковые ценные бумаги, поэтому выше цена привлечения таких ресурсов для предприятия-эмитента; на этот показатель влияет финансовое положение предприятия-эмитента, существующая структура ус­тавного капитала;

Ø выпускать акции могут только хозяйствующие субъекты,
имеющие соответствующую организационно-правовую форму;

Ø дополнительная эмиссия может привести к снижению
спроса на размещенные акции, что б свою очередь может повлиять
на капитализацию акционерного общества;

Ø действующее законодательство предъявляет высокие тре­бования по раскрытию информации для инвесторов и государст­венного органа, осуществляющего регулирующие и надзорные
функции;

Øотносительно высокие издержки при размещении акций.
Принятие решения о дополнительной эмиссии закреплено за

общим собранием акционеров или (в пределах объявленных ак­ций) за советом директоров. Процедура государственной регист­рации выпуска весьма регламентирована. После размещения в ре­гистрирующий орган предоставляется отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Следует учитывать также затраты по ведению рее­стра акционеров.

Существует риск неразмещения акций, при этом уже произ­веденные затраты не возмещаются. В то же время, если выпуск признается несостоявшимся, денежные средства, полученные за акции, подлежат возврату.

Вследствие вышесказанного, акционирование как метод фи­нансирования капитальных вложений целесообразно использовать для конкурентоспособных предприятий:

Ø эмиссия и размещение акций связаны с существенными затратами;

Ø существует опасность нарушения структуры уставного капитала, распыления акций, поглощения, потери контроля;

Øвозможна потеря курсовой стоимости акций и, следова­тельно, снижение потенциальных доходов акционеров.

Эмиссия облигаций также является методом финансирова­ния капитальных вложений. По сравнению с выпуском акций дан­ный метод можно считать более универсальным средством инве­стирования, поскольку эмитировать облигации могут не только акционерные общества. Но в отличие от акций облигации являют­ся долговым инструментом, привлекаются на определенный пери­од времени, а затем подлежат возврату.

Использование механизма рынка ценных бумаг путем эмис­сии облигаций:

Ø позволяет привлечь больше средств по сравнению с эмис­сией акций;

Ø владение облигацией не дает права на участие в управле­нии;

Ø облигация является более надежной ценной бумагой для
инвестора, потому можно говорить о более низкой стоимости ка­питала в результате размещения займа;

Ø платежи процентов по облигациям считаются расходами
компании-эмитента и освобождены от налогообложения;

Ø в случае выпуска долгосрочных обязательств выплата до­
ходов по ним происходит более «дешевыми» деньгами.

В то же время существует ряд проблемных факторов при эмиссии облигаций:

Ø облигационные средства подлежат обязательному возвра­ту и привлекаются на платной основе;

Ø кредиторы имеют преимущества в виде первоочередного
выполнения обязательств;

Ø существуют ограничения по срокам выпуска облигаций
без обеспечения (облигации без обеспечения могут быть эмитиро­ваны не ранее третьего года существования общества и при усло­вии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых ба­лансов общества);

Ø облигации могут быть досрочно предъявлены их владель­цами к погашению, поэтому необходимо предусмотреть резерви­рование средств в этих целях;

Ø облигации могут быть конвертированы в акции, тогда це­на для инвестора повышается, что интересно для эмитента; однако
в этом случае происходит изменение структуры акционеров, воз­можна утрата контроля за предприятием;

Ø выпуск долгосрочных обязательств повышает риски для
эмитента, поскольку за длительный период возможны неблаго­приятные изменения.

Существующие требования к эмиссии облигаций имеют еще более жесткий характер, чем при эмиссии акций. Эмиссию на большие суммы могут проводить только крупные компании. Значительная доля заемных средств в пассивах приводит к получе­нию более низкого кредитного рейтинга, что, в свою очередь, мо­жет привести к снижению цен на облигации.

Еще один метод долгового финансирования капитальных вложений - банковское кредитование, которое может осуществ­ляться в различных формах.

В основе кредитных отношений - договор, регламентирую­щий все основные условия: сумма кредита, величина процентной ставки, права и обязанности сторон, порядок использования средств, форма обеспечения обязательств.

Положительные моменты для инвестора-заемщика:

Ø возможность привлечь значительные средства;

Ø осуществление банком контроля за целевым использова­нием средств;

Ø возможность получить дополнительные услуги банка в
процессе осуществления инвестиционного проекта;

Ø возможность изменения условий договора по обоюдному
согласию сторон.

Впрочем, и при этом методе финансирования инвестицион­ных проектов нет однозначности:

Ø существует достаточно сложная процедура оформления кредита;

Ø необходимо предоставлять обеспечение кредита в виде залога, гарантий, поручительства;

Ø существует обязательность уплаты процентов по кредиту;

Ø требования банка-кредитора к устойчивому финансовому состоянию предприятия-заемщика.

Можно говорить о некоторых преимуществах этого способа займа по сравнению с другим долговым методом финансирования капитальных вложений - эмиссией облигаций:

Ø возможность изменения условий кредита в случае пере­мены обстоятельств;

Ø отсутствие затрат, связанных с размещением и регистра­цией выпуска ценных бумаг;

Ø банковское кредитование позволяет быстрее начать осуществление проекта.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение метода финансирования капитальных
вложений.

2. Назовите формы бюджетного финансирования капиталь­ных вложений, охарактеризуйте одну из них.

3. От каких факторов зависят возможности самофинансиро­вания капитальных вложений?

4. Почему финансово-промышленные группы рассматривают­ся как фактор, влияющий на возможности самофинансирования?

5. Какие преимущества дает использование акционирования
как метода финансирования капитальных вложений?

6. Какие проблемы могут возникать при эмиссии облигаций
в инвестиционных целях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: