double arrow

Ранняя драм-гия Горького («Мещане» и др.). Особенности соц-но-философских пьес


Идейно-худ-ое своеобразие ранних героико-романтич-их и раелистич-их произ-ий Горького. Реалистич-ая основа Г-кой романтики. Освоение пис-лем традиций рус. классики.

Родился Алексей Максимович Пешков в Н-Новгороде. Принадлежал к мещанской, купеческой семье. Он не любил тот мир, из к-ого произошел. Глав. чел-ом в его жизни была бабушка Акулина Ивановна. Он закончил 2 класса гимназии.

О его жизни мы узнаем из автобиографич-ой трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

В 1891 г. начинает пешие хожения по Руси (Поволжье, Дон, Украина, Бессарабия, Кавказ, Грузия). Г.-пис-ль родился в Тифлисе. В 1892г. публикует 1ый рассказ «Макар Чудра». До публикации рас-за пытался стать поэтом (поэма «Песня старого дуба»), поэму раскритиковал Короленко и текст Г. сжег. От поэмы осталась одна строчка, к-ая воспринимается как эпиграф ко всему тв-ву: «Я в жизнь пришел, чтобы не соглашаться».

В 1898г. выходят 2 тома рассказов. В 1900г. – 4 тома. О Г. заговорили.

Рас-зы различны по форме, по выбору героев, содержанию. Романтич-ие произ-я (романтико-фантастич-ие) – «Девушка и смерть», «О Чиже, к-ый лгал и о Дятле любителе истины», «Старуха Изергиль», «Песнь о соколе», «Песнь о буревестнике» и др. Очень щедро использует мотивы фольклора. Г. ищет героя своего времени, он жаждет увидеть личность яркую и свободолюбивую. Категория свободы одна из главных, но она меняется. В отличие от героев «Макара Чудры», герой «Старухи Изергиль» жертвует собой и приносит людям свободу.

В раннем тв-ве наблюдаются реалистич-ие рас-зы с наличием романтич. деталей. Разнообразна тематика: 1) «басятские» рассказы (герой особого типа, бродяга) («Челкаш», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Бывшие люди»). Басяк разнообразен – это и романтизированные образы, и злобные трущобники. Басяк – сила разрушит-ая, но не созидательная; 2) тема положения рабочего чел-ка. Г. возлагал на рабочего большие надежды как на чел-ка будущего. «Озорник», «На соли», «Супруги Орловы». Г. делает 1ую попытку в «Супругах Орловых» подсказать рабочему чел-ку выход из тяжелого жизненного тупика. Григорий сапожник. Жена Матрена. Предлагает выход: работу на благо других; 3) «хозяева жизни». Критич-ое изображение богатых. Он их считает временными хозяевами («Колокол», «Новождение», «Тронуло», «Тоска»); 4) о мещанстве и буржуазной интеллигенции («За бортом», «Поэт», «Скуки ради»). Мещанство Г. не любит за своекорыстие, отсутствие гражданских интересов; 5) рас-зы о крестьянстве. Г. крестьянин не понятен («Шабры», «Кириллка»).

Природа предстает романтич-ой. Пейзаж в виде природной стихии, к-ым любуется герой. Г. подчеркивает гармонию в пейзаже, отсутствующую в мире дюдей. Пейзаж подчеркивает конфликт при столкновении разных героев.

«Челкаш» Портовый вор Гришка Челкаш собирается на дело и зовет деревенского парня Гаврилу в напарники.

Многие рас-зы этой группы строятся на исключит-ой сюжетной ситуации, иногда это психологич-ий парадокс. # «Емельян Пиляй» (речь о герое босяке, к-ый ходит по югу Руси). Во многих рас-зах автор предстается как герой-рассказчик, заметно автобиографич. начало.

Начал обращаться к драме в начале 1900х г. Драм-гии уделял особый смысл, потому что пьеса – это мобильный жанр, когда с произ-ем в течение 2-х часов знакомится большое кол-во зрителей.

Создавая 1-е пьесы, уделял важный смысл не интриге, а слову, т.е. в центре чел-к, к-ый находится в процессе интеллектуального развития, процесс определения мировоззрения героя, формирование личности, размышление о смысле жизни. В начале 1900х г. дружит с актерами и режиссерами МХОТ (Московс. худож. общедоступ. театр, сегодня – МХТ).

1-ый драматургич. цикл включает 6 пьес. Это соц-но-философские пьесы, их называют пьесы диспуты. В них встречаются сатирич-ие, пародийные элементы. В них входят: «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги», писались 1901-1906гг. Этот цикл написан по просьбе рук-лей театра Станиславского и Немировича-Данченко.

«Мещане». К мещанству у Г. отрицательное, иронич-ое отн-ие. Мещанина Г. считает костным, корыстным, думающим о себе, а не о гражданских смыслах. У пьесы есть подзаголовок «Сцены в доме Бессеменова». В слове сцена соединились 2 смысла: 1) театральный (сцена – как часть драм-ого текста); 2) психологич-ий (в основном идет выяснение отн-ий и чув-в героев).

Активного сценич-ого действия нет.

С самого начала зрители замечают, что в драмах Г. от Островского весьма немного, преимущество приемов чеховской драматургии.

Проблематика пьесы. На 1ый взгляд пьеса посвящается проблеме отцов и детей (параллель с пьесой Найденова «Дети Ванюшина»), ради к-ой и была написана драма. Она есть, но не она явл. глав. По ходу развития действия читатель и зритель убеждается, что глав. проблема столкновения мещанства с мировоззрением нового чел-а (передового рабочего Нила). Нил часть семьи Бессеменова, он приемный сын. Действие развивается на основе любовного треугольника (Нил-Поля-Татьяна). В основе действия тема ухода из семьи, разрыва со средой (Нил, Поля, Петр). Столкновение Бессеменова и Нила на тему хозяина жизни. Для Бесс-ва хозяин богатый чел-к, для Нила хозяин тот, кто трудится. Нил утверждает, что таких как он очень много. Нил, обладающий своей позицией, уходит из дома и уводит Полю. Петра уводит из дома отца любящая его Елена. Дом Бес-ва распадается. Но в отличие от Нила подразумевается возвращение Петра. В пьесе об этом говорит герой резонер Тетерев, к-ый произносит обличит-ые речи против мещанства. С Тетеревым и Перчихиным связано начало юмора и сатиры, к-ые оживляют действие.


Сейчас читают про: