double arrow

Куприн – публицист («Купол Св. Исаака Далматского»). Тв-во в эмиграции (статьи, очерки, воспоминания). Худ-ая проза К. в эмиграции («Юнкера», «Жанета»)


Тема любви в произ-ях А.Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). Занимательность сюжета, разнообразие героев, авторская позиция. Роль символич-их деталей.

Мастерство А.Куприна, автора рас-зов «Гамбринус», «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» и др. Сюжет, герои, худ-ная деталь.

Повесть Куприна «Поединок». Проблематика и худ-ое своеобразие повести. Традиции рус. классики и повесть К.

«Поединок» (1905) – центральное произ-е дореволюционного периода.

Появившись во время рус.-япон-ой войны и в обстановке нарастания 1ой рус. революции, произ-ие вызвало общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного гос-ва – неприкосновенность военной касты. Проблематика повести выходит за рамки традиционной военной повести. К. затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения чел-ка от духовного гнета, и о проблеме взаимоотн-ий личности и общ-ва, интеллигенции и народа. Сюжетная канва построена на перипетиях судьбы честного офицера, к-ого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях м/у людьми. Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку. Сопоставление 2х героев харак-но для К. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этом Р. приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Ш. приспособляется к нему. К. отмечал, что считает Р. своим двойником а сама повесть во многом автобиографична. Р. – «естественный чел-к», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко рушатся, т.к. они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Р. близок чеховским героям. После встречи с солдатом Хлебниковым, униженный и оскорбленный, в сознании Р. наступает перелом, его потрясает готовность чел-ка пойти на самоубийство, в к-ом он видит единственный выход из мученической жизни. И это впервые заставляет задуматься Р. о судьбе простого народа.

В «П» К. продолжает традиции психолог-ого анализа Л.Толстого: в произ-ии слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и авторский обличительный голос (монологи Назанского). К. пользуется излюбленным приемом Толстого – приемом подстановки к главному герою героя-резонера. Назанский явл. носителем соц-ой этики. Образ Н. неоднозначен: его радикальное настроение (критич-ие монологи, почувствовать красоту жизни, способность оценить высокую любовь) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели явл-ся для индивидуалиста Н. и для Р. бегство от всяких общ-ных связей и обязательств.

В центре – герой, в к-ого К. многое вложил от себя.

Твор-ая история поединка довольно богатая. Трудное оно потому, что выстроено по законам романного сюжета. К. дал такой финал, к-ый кажется гармоничным.

В первом издании посвящение Горькому. Фамилия Ромашов (услышал от знакомой).

Произ-е посвящено армейской теме.

Тематика: 1) тема чел-ка и окружающей его среды; 2) конфликт личности; 3) философ-ая тема: чел-к и общ-во будущего; 4) проблема народа и интеллигенции.

Армейская тема самая заметная, ей подчиняются все остальные темы.

Появление произ-я совпало с рус.-япон. войной. Многие увидели в этом дополнительный смысл.

К. сказал свое откровенное слово о той сфере, о к-ой информация была закрыта от обычного чит-ля.

Служба дала К. множество образцов. Прочитавшие (ряд офицеров) увидели себя.

Перед нами великолепная вереница образов армейских типов, индивидуализированные харак-ры.

Полковник Шерльгович – «сделал карьеру своим голосом».

К. не делает из героя схему, они живые, динамичные.

1900 г. К. предстает мастером рас-за. «Штабс-капитан Рыбников» – прекрасно показывает мастерство сюжетосложения. Элементы психол-ого детектива. Цель: представить хар-р нерус. среды. Герой – образец мужественности, личности, руководствующейся неличностными интересами. Это японс. шпион. Хар-зуя Рыбникова К. делает акцент на знание его пословиц и поговорок, но отсутствие яз-ого чутья его выдает. Детективное начало усиливается, когда появляется журналист Щавинский, он привык проникать в тайны др. людей. Начинается состязание, психологич-ая дуэль м/у Щавинским и Рыбниковым.

Создал такой хар-р, к-ый предан делу, идеям, предельная мужественность. Такого хар-ра К. в рус. среде не мог найти, его не было.

В эти годы К. переключается в область поэтич. злободневности, # осуждение политики карателей, рfc-зы: «Сны», «Бред», «Убийца»; об еврейских погромах – «Гамбринус», «Обида», «Река жизни» – лирико-философ-ий рас-з, суд над самим собой, размышление о времени.

К. много пишет о любви. К ранним произ-ям относятся «Олеся» из «Полесского цикла» – впечатление от посещения Полесья.

«Олеся» примечательна чертами естественного чел-ка, она сохраняет в себе самые прекрасные черты, она понимает природу. К. далек от идеализации чув-ва. Олеся имеет преимущество над героем. Ее исключительность в способности жертвенности.

«Гранатовый браслет» (1911г.). Желтков – глав. герой рас-за. У рас-за были прототипы – реальная жизненная ситуация – статья в газете о Любимове и его жене. Но К. намеренно усилил сюжет.

Усиливающие детали: 1) эпиграф - ? соната Бетховена – музыкальный ключ к произ-ию. Ситуация Ж. – ситуация преображения души от любви. Любовь делает из маленького чел-ка личность. 2) детали, к-ые появляются по мере развития сюжета: а) антикварная книга из старинного молитвенника – говорит об истории некой женщины; б) гранатовый браслет (история его из каллиграфической записки); в) письма – важный прием в развитии темы любви, ч/з них мы узнаем ист-ию героя. Деликатность героя – первозданная основа браслета; г) символом любви явл. и музыка Бетховена (звучит как анафест любви). – Да святится имя твое. Ж. кончает самоубийством. д) вставные ист-ии генерала Аносова предостерегают Веру «м.б. мимо тебя проходит та любовь, к-ая случается раз в сто лет».

Ист-ия гранатового браслета продолжается, она передана в дар Мадонне, эта вещь тем самым возвращает земную женщину, приподнимая ее.

В зарубежье был в большей мере, чем Бунин подвержен достоянию кризиса.

«Юнкера» – поздний автобиографич. ром. (1928-1932 гг.) Здесь сосредоточены впечатления лет в Александровском училище. Это одна сторона его тв-ва. С 20-ого года проявляет себя как публицист «Купол Св. Исаака Далматского» – повесть, публицистич-ое произ-ие. Кроме этого публицистич-ого произ-я К. пишет ряд статей о политич-их деятелях, писателях и т.д.

«Голос оттуда» 1919-1934гг. Книга включает публицистику и ряд рас-зов. Жанровое разнообразие – очерки, посвященные известным лицам: «Троцкий», «З.Пешков», «М.Горький», «Ленин», «Генерал Врангель», «Памяти Л.Андреева», «Спасите наши души», «Набоков», «Шмелев», «Ходасевич», рассказы: «Родина», «Красное крыльцо», «Обыск», «Допрос».

«Купол Св. Исаака Далматского» рас-з о том как К. работал в газете. Место действия – Гатчина.


Сейчас читают про: