Инвестиционных проектов

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов.

2. Финансовая состоятельность инвестиционных проектов.

3. Оценка бюджетной эффективности

-1-

Принятие инвестиционного решения для фирмы является сложной задачей. Одним из общих критериев, который должен учитываться при этом, является критерий повышения ценности фирмы. Ее факторами могут стать рост доходов фирм, снижение производственного или финансового риска, повышение уровня эффективности работы в результате принятия верных решений.

Определение реальности достижения именно таких результа­тов инвестиционных операций — ключевая задача оценки эффек­тивности любого инвестиционного проекта. Ценность результатов в равной степени зависит как от полноты и достоверности исход­ных данных, так и от корректности методов, используемых при их анализе.

В России на базе документов, разработанных ЮНИДО (структурное подразделение ООН), Мин­экономразвития России, Минфином России при­няты Методические рекомендации по оценке эффективности инвес­тиционных проектов, которые в настоящее время служат основой для всесторонней оценки инвестиционных проектов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов включает два основных аспекта — финансовый и экономический. Международ­ная практика разделяет задачи и методы финансовой и экономиче­ской оценок. Оба указанных подхода дополняют друг друга.

В первом случае анализируется ликвидность проекта в ходе его реализации — установле­ние достаточности финансовых ресурсов конкретного предприятия (фирмы) для реализации проекта в установленный срок, выполне­ния всех финансовых обязательств. Финансовая оценка предполагаемого объекта инвес­тиций является неотъемлемой частью инвестиционного процесса. Инвестор не будет иметь дело с юридическим или физическим лицом, финансовое состояние которого ему не известно. В странах с развитой рыночной инфраструктурой публикация финансовых отчетов считается общепринятым условием нормальных деловых связей; существуют различные регулярно издаваемые справочники, по которым можно получить представление о финансовом положе­нии фирмы. В настоящий момент наметилась устойчивая тенденция к раскрытию финансовой информации компаниями, поскольку это напрямую влияет на основную цель развития любой фирмы — увеличение капитализации. Подтверждением этому может служить постепенный переход отечественной системы бухгалтер­ского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

При оценке экономической эффективности акцент делается на потенциальную способность инвестиционного проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточ­ный темп их прироста. Данный анализ строится на определении различных показателей эффективности инвестиционных проектов, которые являются интегральными показателями.

-2-

Центральное место в оценке инвестиций занимает оценка финансовой состоятельности проектов, которую часто называют капитальным бюджетированием. Качество любого принятого решения будет зависеть от правильности оценок затрат и поступлений, представленных в виде денежных потоков.

В ходе оценки сопоставляют ожидаемые затраты и возможные выгоды и получают представление о потоках денежных средств (cash flow).

К ожидаемым затратам относятся издержки, связанные с инвес­тированием. Они включают в себя расходы на приобретение обо­рудования и материалов и эксплуатационные расходы. Расходы на приобретение включают в себя денежные средства, направляемые на получение права собственности, а также любые другие расходы, связанные с продолжением жизни активов, например на капиталь­ный ремонт. Эксплуатационные расходы — это периодические (обычно ежегодные) издержки, связанные с использованием фондов и являющиеся обычными повторяющимися расходами, тогда как капитальный ремонт таковыми расходами не является.

Выгоды от инвестиций можно рассматривать в качестве источ­ника денежных средств. Они включают в себя снижение издержек производства, дополнительные доходы, экономию на налогах, денежные средства от продажи активов, подлежащих замене, и пред­полагаемую ликвидационную стоимость новых акти­вов в конце срока их службы. Оценки будущей ликвидационной (оста­точной) стоимости достаточно сложны и ненадежны и не должны использоваться для обоснования эффективности капиталовложений. Финансовая состоятельность инвестиционного проекта оце­нивается путем составления отчета о движении денежных средств, что позволяет получить реальную картину состояния средств на предприятии и определить их достаточность для конкретного инвестиционного проекта.

Денежный поток обычно состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

1) поток средств от производственной или оперативной дея­тельности (производство и сбыт товаров и услуг);

2)поток средств от инвестиционной деятельности;

3)поток средств от финансовой деятельности.

Информационным обеспечением расчета потоков реальных денежных средств служат следующие входные формы:

♦таблица инвестиционных издержек, в которой отражаются капиталовложения в период строительства и производства;

♦программа производства и реализации по видам продукции, включающая объем производства в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации в натуральном выражении, цену реа­лизации за единицу продукции, завершающей позицией данной фор­мы является выручка от реализации;

♦среднесписочная численность работающих по основным категориям работников;

♦текущие издержки на общий объем выпуска продукции (работ и услуг), включающие материальные затраты, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, обслуживание и ремонт технологического оборудования и транспортных средств, административные накладные расходы, издержки по сбыту продукции;

♦ структура текущих издержек по видам продукции;

♦ потребность в оборотном капитале;

♦ источники финансирования (акционерный капитал, креди­ты и пр.).

В динамике отчет о движе­нии денежных средств представляет собой фактическое состояние счета компании, реализующей проект, и показывает сальдо на нача­ло и конец расчетного периода. Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо денежного потока во всех периодах. В случае получения отрицательной величины сальдо, необходимо привлечение дополнительных средств и их отражение в расчете эффективности.

-3-

В тех случаях, когда финансирование инвестиционных проек­тов осуществляется с участием государства, возникает необходи­мость расчета показателей бюджетной эффективности для бюдже­тов разных уровней или консолидированного бюджета.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответст­вующего (федерального, регионального и (или) местного) бюджета. В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов основным показателем рациональности государственного участия в проекте является пока­затель чистого дисконтированного дохода бюджета (ЧДДб).

ЧДДб рассчитывается как разность дисконтированных годо­вых бюджетных доходов и расходов:

ЧДДб = -

где Д — бюджетные доходы от реализации проекта;

Р — бюджетные расходы на реализацию проекта;

r — норма дисконта;

n — порядковый номер периода.

В состав расходов бюджета включаются:

♦ средства, выделяемые для прямого бюджетного финансиро­вания проекта;

♦ кредиты центрального, региональных и уполномоченных бан­ков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в каче­стве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

♦ прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам за топливо и энергоносители;

♦выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

♦выплаты по государственным ценным бумагам;

♦государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

♦средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и ком­пенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.

В состав доходов бюджета включаются:

♦налог на добавленную стоимость, налог на прибыль органи­заций и все иные налоговые поступления;

♦увеличение (уменьшение, со знаком «минус») налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

♦поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соот­ветствии с проектом;

♦эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуще­ствление проекта;

♦дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

♦поступления в бюджет подоходного налога с заработной пла­ты российских и иностранных работников, начисленной за выпол­нение работ, предусмотренных проектом;

♦поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами; плата за недра, лицензии на пра­во ведения геолого-разведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

♦доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на раз­ведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

♦ повышение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

♦ штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональ­ное использование материальных, топливно-энергетических и при­родных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во вне­бюджетные фонды.

Наряду с ЧДДб для оценки рациональности государственного участия могут применяться показатели внутренней нормы доходно­сти бюджета, индекс доходности бюджета и срок оку­паемости бюджетных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: