Основные принципы классификации продукции.
Классификация - это разделение заданного множества на подмножества в соответствии с принятыми методами классификации.
Основные методологические принципы конструкторской классификации продукции определены ЕСКД -Единой системой конструкторской документации, классом 17.
В основе научно обоснованной системы классификации и кодирования продукции лежит последовательное разделение выпускаемой продукции на:
классы - признак: общее назначение продукта;
подклассы:: функциональное назначение;
группа: специальное назначение;
подгруппа: модульно-агрегатный метод конструирования, базовая схема;
индивидуальная схема;
вид: отличительные конструктивные особенности.
(подвид)
Цель создание матрицы - схемы - это распределение и группировка на самом нижнем иерархическом уровне номенклатуры продуктов, что позволяет использовать в любом сочетании матрицы основных характеристик продукта:
· Т(х)ж.спц,j - «жизненный цикл» спроса j - продукта;
|
|
· Т(х)ж ц,j - «экономический цикл жизни» j - продукта;
· U(х)j - объем (в шт.) выпуска по х - годам j;
· ТОS(х)j - снижение общей трудоемкости (в %) по х - годам j;
· ТМS(х)j - снижение общей трудоемкости на механообработку по х - годам на j;
· Зо (х)j - затрат (в руб.) на технологическую оснастку по х - годам на j;
· НСпр(х)j - норма (нормативов) премирования с - специалистов по х - годам на j. За экономический эффект и другие, которые позволяют, используя индексы, строить в любом сочетании модели последовательной оптимизации стратегий и их концепций поведения фирмы на рынке.
Примечание.
Подробно классификация продукции и оценка производственного профиля смотреть:
Ю.И. Галныкин, Р.Л. Сатановский, И.И. Богушествий Организация подготовки производства. М., Экономика, 1986.
Тж,сп (хo®х), ц,i - «жизненный цикл» спроса j - продукта представляет собой временный интервал:
хо ® х;
хо Î ТКГ;
х = ТКГ + 1,2,3...;
х Î [хо,х];
где хо - начало Т(хо)ж,спц,j
х - окончание Т(х)ж,спц,j
включающий 5 последовательно сменяемых фаз, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени спроса на определенный продукт.
Т(хо)ж,спц,j - определяется моментом, когда общественная потребность, раньше не получавшая удовлетворения, начинает удовлетворяться предложенным товаром.
Т(х)ж,спц,j включает основные фазы:
№ 1. Зарождение;
Бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.
№ 2. Ускорение роста;
Период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, «пожинают плоды» своей победы. В этот период спрос опережает предложение.
|
|
№ 3. Замедление роста;
Период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложения начинает опережать спрос.
№ 4. Зрелость;
Период, когда насыщение достигнуто и при этом имеются значительные возможности по производству j - продукта.
№ 5. Спад.
Период снижения объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое демографическими или экономическими условиями и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
Смысл концепции Т(х)ж,спц,j, согласно Гампарту [13], заключается в том, что если руководство фирмы хочет поддерживать ее расширение, то оно должно постоянно:
· заботиться о добавлении к ранее предлагаемому набору новых видов деятельности;
· отсекать те продукты, которые больше не согласуются с ориентирами фирмы.
Эти задачи являются ключевыми в управлении стратегическим набором видов деятельности фирмы [17].