Принцип компенсации

Успех фирмы зависит от ее способностей побеждать в конкурентной борьбе. Однако, парадигму конкуренции теоретики и практики представляют себе неодназначно.

Научный образ всеобщего противостояния не способствует пониманию:

· кто именно бороться;

· какими средствами;

· почему фирмы вступают в конфликтные отношения?

Совершенно не раскрывает бытующее в литературе определение конкуренции как борьба между капиталистами за получение наибольшей прибыли.

Поэтому представляет наибольший интерес именно мнение предпринимателей по парадигме конкуренции, которое широко публикуется в специальной литературе.

По их мнению, причины столкновения интересов фирм обусловлены их соперничеством в борьбе за лидерство в определенном сегменте рынка.

Практики-предприниматели объясняют это тем, что если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности продать свою продукцию в этом сегменте рынка.

Практически отмечают, что действительно легко описать гипотетический товар, который гарантировано обеспечивал бы выпускающей фирме победу в рыночной борьбе. При этом товар должен быть:

· дешевым;

· высококачественным;

· конструктивно и технологически отработанным;

· выгодным в производстве и пр.

В специальных статьях предприниматели крупных фирм подчеркивают, что описать любой товар, каким он должен быть, легко, а вот практически сконструировать и организовать его производство почти невозможно.

Упрощено тезис практиков обосновывается тем, что:

· дешевый товар обычно уступает по качеству дорогому;

· изысканная форма и дизайн не обязательно будут самыми функциональными;

· рационально новые конструкции требуют длительного периода времени их отработки, а также и другие несовместимые характеристики.

Таким образом, стремление добиться определенных наилучших характеристик продукта заставляет в какой-то мере поступиться другими при соединении:

· внутреннего потенциала прибыльности товара с потенциалом прибыльности предприятия в условиях действующей концепции менеджмента предприятия.

Предприниматели определяют такое сочетание характеристик товара как действие принципа компенсации.

Если рассматривать с точки зрения принципа компенсации успех фирмы на рынке, то он, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшить свою продукцию; но и от обоснованности выбора тех ее свойств, которые подлежат совершенствованию, а также от определения того, чем за это можно пожертвовать.

Действие принципа компенсации не ограничивается только продукцией. Он распространяется значительно шире:

· не только на сами товары;

· но и на фирмы, которые их производят.

Принцип компенсации, применительно к фирме состоит в том, что развивая в себе одни направления деятельности, она утрачивает другие. Это приводит к тому, что за повышение эффективности своей деятельности в одной области фирмы расплачивается падением эффективности в других.

Лауреат Пулитцеровской премии А. Чандлер (Гарвардская школа бизнеса) в своей книге «Стратегия и структура» (1961) обосновал, что успешная деятельность фирмы зависит от ее индивидуальной стратегии поведения с учетом конкретных условий в которых она действует.

2.6.2. Матрицы «Портфеля продукции»

Матрицы «Портфеля продукции» - это инструмент классификации продукции диверсификационных фирм, которые позволяют исследовать статические и кинетические взаимосвязи между экономическими объектами:

Рынок - продукция - производство.

На основе матричного моделирования выявляются факторы, на основе которых (с применением вероятностных оценок рисков) формируются прогнозы как минимум по 3 направлениям:

· инвестиции, необходимые для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на эволюцию рынка или проникнуть на новые рынки товара;

· производственная программа, которую нужно согласовать с предвидимым объемом заказов зависящим от спроса, действий по продвижению товаров и т.д.;

· оборотные средства, которые будут необходимы для выполнения финансовых обязательств, рассчитанных на базе прогноза доходов и расходов фирмы [5].

Матричное моделирование, с применением:

· многошкальных матриц;

· методов сценариев и гипотез;

· систем количественных и качественных оценок, на основе определенного математического аппарата;

позволяет:

· выявлять корреляционные зависимости в проекте номенклатурно-объемного плана на ТФТпл;

· последовательно, используя метод сценариев и гипотез, оптимизировать количественный и структурный состав проекта плана на стадии:

- рынок - продукция;

- продукция - производство;

- рынок - производство.

В дальнейшем, именно этот проект плана будет являться исходной информацией для решения модели «Теория фирмы».

Примечание.

Более подробно о выборе управленческих решений в условиях неопределенности и рисков смотреть: Б.Г. Литвак Управленческие решения - М., Изд-во Экмос,1998г.

Существуют различные модификации матриц «Портфеля продукции», но основной (исходной) является матрица - Схема «Классификация продукции основного производства».

Матрица - «Классификации научно-обоснованной системы классификации продукции» вызвана тем, что изменение любого из двух свойств характеризующих продукцию:

· функционального

и

· количественного

оказывают значительное влияние на необходимость пересмотра и установления обоснованных величин нормативов эффективной технологии и организации производства.

Первое из указанных свойств достигается в производстве посредством технологии, а второе - распределением и выполнением работ в соответствии с календарным планом производства.

Для эффективного функционирования производства любого подразделения (бизнес-единицы) прежде всего необходима его плановая организация, на базе которой осуществляется кинетический процесс управления выпуском продукции.

Взаимосвязь свойств и признаков, составляющих производство, устанавливается в плане через параметры:

· продукции;

· технологии;

и

· организации.

Поэтому необходимо для:

· прогнозирования;

· поддержания;

· и своевременной корректировки технологических и организационных условий производства знать их нормы и нормативы.

Для этого требуется кинетическое представление норм и нормативов на протяжении «экономических циклов жизни» изделий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: