Успех фирмы зависит от ее способностей побеждать в конкурентной борьбе. Однако, парадигму конкуренции теоретики и практики представляют себе неодназначно.
Научный образ всеобщего противостояния не способствует пониманию:
· кто именно бороться;
· какими средствами;
· почему фирмы вступают в конфликтные отношения?
Совершенно не раскрывает бытующее в литературе определение конкуренции как борьба между капиталистами за получение наибольшей прибыли.
Поэтому представляет наибольший интерес именно мнение предпринимателей по парадигме конкуренции, которое широко публикуется в специальной литературе.
По их мнению, причины столкновения интересов фирм обусловлены их соперничеством в борьбе за лидерство в определенном сегменте рынка.
Практики-предприниматели объясняют это тем, что если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности продать свою продукцию в этом сегменте рынка.
Практически отмечают, что действительно легко описать гипотетический товар, который гарантировано обеспечивал бы выпускающей фирме победу в рыночной борьбе. При этом товар должен быть:
|
|
· дешевым;
· высококачественным;
· конструктивно и технологически отработанным;
· выгодным в производстве и пр.
В специальных статьях предприниматели крупных фирм подчеркивают, что описать любой товар, каким он должен быть, легко, а вот практически сконструировать и организовать его производство почти невозможно.
Упрощено тезис практиков обосновывается тем, что:
· дешевый товар обычно уступает по качеству дорогому;
· изысканная форма и дизайн не обязательно будут самыми функциональными;
· рационально новые конструкции требуют длительного периода времени их отработки, а также и другие несовместимые характеристики.
Таким образом, стремление добиться определенных наилучших характеристик продукта заставляет в какой-то мере поступиться другими при соединении:
· внутреннего потенциала прибыльности товара с потенциалом прибыльности предприятия в условиях действующей концепции менеджмента предприятия.
Предприниматели определяют такое сочетание характеристик товара как действие принципа компенсации.
Если рассматривать с точки зрения принципа компенсации успех фирмы на рынке, то он, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшить свою продукцию; но и от обоснованности выбора тех ее свойств, которые подлежат совершенствованию, а также от определения того, чем за это можно пожертвовать.
Действие принципа компенсации не ограничивается только продукцией. Он распространяется значительно шире:
|
|
· не только на сами товары;
· но и на фирмы, которые их производят.
Принцип компенсации, применительно к фирме состоит в том, что развивая в себе одни направления деятельности, она утрачивает другие. Это приводит к тому, что за повышение эффективности своей деятельности в одной области фирмы расплачивается падением эффективности в других.
Лауреат Пулитцеровской премии А. Чандлер (Гарвардская школа бизнеса) в своей книге «Стратегия и структура» (1961) обосновал, что успешная деятельность фирмы зависит от ее индивидуальной стратегии поведения с учетом конкретных условий в которых она действует.
2.6.2. Матрицы «Портфеля продукции»
Матрицы «Портфеля продукции» - это инструмент классификации продукции диверсификационных фирм, которые позволяют исследовать статические и кинетические взаимосвязи между экономическими объектами:
Рынок - продукция - производство.
На основе матричного моделирования выявляются факторы, на основе которых (с применением вероятностных оценок рисков) формируются прогнозы как минимум по 3 направлениям:
· инвестиции, необходимые для того, чтобы соответствующим образом отреагировать на эволюцию рынка или проникнуть на новые рынки товара;
· производственная программа, которую нужно согласовать с предвидимым объемом заказов зависящим от спроса, действий по продвижению товаров и т.д.;
· оборотные средства, которые будут необходимы для выполнения финансовых обязательств, рассчитанных на базе прогноза доходов и расходов фирмы [5].
Матричное моделирование, с применением:
· многошкальных матриц;
· методов сценариев и гипотез;
· систем количественных и качественных оценок, на основе определенного математического аппарата;
позволяет:
· выявлять корреляционные зависимости в проекте номенклатурно-объемного плана на ТФТпл;
· последовательно, используя метод сценариев и гипотез, оптимизировать количественный и структурный состав проекта плана на стадии:
- рынок - продукция;
- продукция - производство;
- рынок - производство.
В дальнейшем, именно этот проект плана будет являться исходной информацией для решения модели «Теория фирмы».
Примечание.
Более подробно о выборе управленческих решений в условиях неопределенности и рисков смотреть: Б.Г. Литвак Управленческие решения - М., Изд-во Экмос,1998г.
Существуют различные модификации матриц «Портфеля продукции», но основной (исходной) является матрица - Схема «Классификация продукции основного производства».
Матрица - «Классификации научно-обоснованной системы классификации продукции» вызвана тем, что изменение любого из двух свойств характеризующих продукцию:
· функционального
и
· количественного
оказывают значительное влияние на необходимость пересмотра и установления обоснованных величин нормативов эффективной технологии и организации производства.
Первое из указанных свойств достигается в производстве посредством технологии, а второе - распределением и выполнением работ в соответствии с календарным планом производства.
Для эффективного функционирования производства любого подразделения (бизнес-единицы) прежде всего необходима его плановая организация, на базе которой осуществляется кинетический процесс управления выпуском продукции.
Взаимосвязь свойств и признаков, составляющих производство, устанавливается в плане через параметры:
· продукции;
· технологии;
и
· организации.
Поэтому необходимо для:
· прогнозирования;
· поддержания;
· и своевременной корректировки технологических и организационных условий производства знать их нормы и нормативы.
Для этого требуется кинетическое представление норм и нормативов на протяжении «экономических циклов жизни» изделий.