Показатели прибыли. Формирование чистой прибыли предприятия

В настоящее время в отечественной практике в соответствии с отчетом о прибылях и убытках, используются следующие показатели прибыли:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг-
-
НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.
-
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг -
=
Валовая прибыль-
-
Коммерческие расходы – (затраты по сбыту)
-
Управленческие расходы – (условно-постоянные управленческие расходы)
=
Прибыль (убыток) от продаж–
+
Операционные доходы – (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы)
-
Операционные расходы – (проценты к уплате, прочие операционные расходы)
+
Внереализационные доходы – (доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям и т.д.)
-
Внереализационные расходы – (штрафы, пени, неустойки, уплаченные предприятием своим партнерам, налоги, списываемые на финансовый результат, и т.д.)
=
Прибыль (убыток) до налогообложения–
-
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи
=
Прибыль (убыток) от обычной деятельности–
+
Чрезвычайные доходы –
-
Чрезвычайные расходы –
=
Чистая прибыль– (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)

Таким образом, прибыль до налогообложения (балансовая прибыль – общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности) формируется из трех источников:

1. Прибыли от реализации продукции, являющейся результатом основной деятельности предприятия,

2. Прибыли от прочей реализации (в т.ч. реализации излишнего оборудования),

3. Результата (положительного или отрицательного) от осуществления внереализационных операций.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием, распределяется между государством и предприятием;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов, сборов, ставки которых утверждены законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшаяся в его распоряжении, не должна снижать его заинтересованность в росте объема производства и улучшении результатов хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, в остальной части – на потребление.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – показывает долю прибыли, которая используется на потребление.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе и определяется Положением.

Предприятия могут:

1. составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли. Они могут включать расходы на развитие производства (работы, новые виды продукции, модернизация, совершенствование технологий и т.д.), расходы на социальные нужды, материальное поощрение работников (единовременные за выполнение особо важных работ и т.д.);

2. образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития), которые служат источниками финансирования капитальных вложений, и фонды потребления (фонд материального поощрения), предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений.

Управление финансовыми отношениями и финансовой деятельностью осуществляется посредством реализации функций финансового менедж­мента, при этом под финансовым менеджментом понимают систему управления формированием, распределением и использованием финансо­вых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Основной целью финансового менеджмента является максимизация рыночной стоимости организации, что реализует конечные материальные интересы собственников ее капитала.

Основные задачи, на решение которых направлен финансовый ме­неджмент, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Задачи финансового менеджмента

1. Обеспечение организации достаточным объемом финансовых ресурсов для ее постоянного функционирования.
2. Поддержание высокой финансовой устойчивости организации.
3. Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности организации.
4. Обеспечение максимизации прибыли организации за счет эффективного использования ее активов.
5. Минимизация уровня финансовых рисков в деятельности предприятия.

Основными функциями финансового менеджмента, вытекающими из стоящих перед ним задач, являются:

1. Исследование внешней экономической среды и прогнозирование конъюнктуры финансового рынка.

2. Разработка финансовой стратегии организации.

3. Анализ и планирование финансовой деятельности организации.

4. Принятие решений по финансовым аспектам текущей (производст­венно-коммерческой) деятельности организации.

5. Принятие инвестиционных решений, обеспечивающих наиболее эффективные пути развития организации.

6. Эффективное взаимодействие с государственными органами, опе­раторами и субъектами инфраструктуры финансового рынка по отдель­ным аспектам финансовой деятельности организации.

7. Координация и контроль исполнения управленческих решений в сфере финансовой деятельности организации.

Система информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой процесс подбора соответствующих показателей, необ­ходимых для анализа, планирования и подготовки управленческих реше­ний по различным направлениям финансовой деятельности организации.

Основными пользователями финансовой информацией выступают две группы лиц:

- Внешние пользователи: контрагенты по операционной деятельно­сти, кредиторы организаций, потенциальные инвесторы, налоговые орга­ны, аудиторские фирмы и другие внешние пользователи.

- Внутренние пользователи: менеджеры высшего звена управления, финансовые менеджеры всех уровней, собственники организации и про­чие пользователи.

Для принятия эффективных управленческих решений необходима ин­формация, отвечающая следующим требованиям:

1. Значимость, т.е. необходима такая информация, которая позволяет влиять на результаты принимаемых управленческих решений.

2. Достоверность, определяющая реальное состояние внешней и внутренней среды организации.

3. Полнота, характеризующая завершенность круга показателей, необхо­димых для принятия решения по всем аспектам финансовой деятельности.

4. Своевременность, т.е. формируемая информация должна соответ­ствовать потребности в ней на период ее использования.

5. Понятность, которая определяется простым построением информа­ции и ее соответствием определенным стандартам.

6. Релевантность (избирательность), т.е. высокая степень использова­ния полученной информации.

7. Сопоставимость, т.е. возможность получения сравнительной оценки финансовой информации, во времени, с аналогичными субъектами и другими параметрами.

8. Эффективность, означающая, что затраты на получение данной информации должны быть меньше, чем результаты, полученные от ее использования.

При формировании системы информативных показателей финансового менеджмента учитывают отраслевые особенности предприятия, органи­зационно-правовую форму хозяйствования, объем и степень диверсифи­кации хозяйственной деятельности и ряд других условий.

В целом система показателей информационной базы финансового менеджмента классифицируется по отдельным группам.

1. Показатели макроэкономического развития служат основой для
проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функ­ционирования предприятия:

- объем доходов государственного бюджета;

- объем расходов государственного бюджета;

- размер бюджетного дефицита;

- объем эмиссии денег;

- денежные доходы населения;

- вклады населения в банк;

- индекс инфляции;

- учетная ставка Центрального Банка.

2. Показатели, характеризующие отраслевое развитие:

- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;

- общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;

- сумма финансовой прибыли по основной деятельности;

- объем производственной (реализованной) продукции;

- индекс цен на продукцию отрасли и др.

3. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:

- виды основных котируемых фондовых инструментов, обращаю­щихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;

- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых
инструментов;

- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

- сводный индекс цен на фондовом рынке;

- кредитная ставка отдельных банков;

- депозитная ставка отдельных банков;

- официальные курсы отдельных валют;

- курсы покупки-продажи отдельных валют, установленные банками.

4. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, формируются в разрезе отдельных блоков, а источника­ ми служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес - справки и другие информационные ис­точники.

5. Показатели финансового учета организации - информационная база финансового менеджмента, на основе которой производится анализ, прогно­зирование, текущее планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности организации.

6. Показатели управленческого учета организации определяются кон­кретными задачами финансового менеджмента, используются для кон­троля текущей финансовой деятельности, оценки ее эффективности, формирования финансовой стратегии и политики.

Составной частью механизма управления финансовой деятельностью организации является финансовый анализ, который представляет собой процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности организации с целью повышения ее рыночной стоимости, выявления резервов и обеспечения эффективного развития. Финансовый анализ можно классифицировать по различным признакам (таблица 4).

Таблица 4

Классификации финансового анализа

Признаки классификации Виды финансового анализа
Организация проведения внутренний финансовый анализ, проводимый менедж­ментом организации и ее владельцами
внешний, осуществляемый налоговыми органами, ауди­торскими фирмами, банками, страховыми компаниями и другими организациями
Объем аналитических исследований полный финансовый анализ, осуществляемый путем изу­чения всех аспектов финансовой деятельности
тематический, направленный на исследование отдельных сторон финансовой деятельности
Объект анализа анализ финансовой деятельности организации в целом, т.е. без выделения структурных подразделений
анализ деятельности «центров ответственности»
анализ отдельных финансовых операций организации
Период проведения анализа предварительный, который связан с изучением условий осуществления финансовой деятельности
текущий (оперативный), проводимый в процессе реали­зации финансовых планов и операций
последующий, который осуществляется по результатам оп­ределенного периода

Финансовый анализ проводится в следующей последовательности:

1. Отбор и подготовка аналитического исследования финансовой ин­формации.

2. Аналитическая обработка исходной финансовой информации.

3. Интерпретация полученной аналитической информации.

4. Формулировка выводов и подготовка рекомендаций по результатам анализа.

В практике финансового менеджмента проводят следующие виды анализа:

- горизонтальный (трендовый) анализ;

- вертикальный (структурный) анализ;

- сравнительный финансовый анализ;

- анализ финансовых коэффициентов;

- интегральный финансовый анализ.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показате­лей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа яв­ляются:

- простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изме­нений;

- анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение од­ного показателя по экономической природе не соответствует измене­нию другого показателя. Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удель­ного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и пос­ледующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонен " показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные зна­чения показателей в будущем, т. е. осуществляется прогнозный ана­лиз. Сравнительный (пространственный) анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей пред­приятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных фак­торов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом фак­торный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и об­ратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показа­тель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дю­пона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:

(47)

где — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы);

— чистая (нераспределенная) прибыль за рас­четный период;

— собственный капитал на последнюю отчетную дату (раздел III баланса);

— выручка от реализации продукции (без косвенных налогов);

— активы на последнюю отчетную дату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: