Факторинг
Факторинг — прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании без регресса; покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств. В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты.
Целью факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. Доходы, получаемые продавцом, равны номинальной стоимости дебиторской задолженности минус комиссионные.
В факторинговых операциях участвуют три стороны (таблица 38):
Таблица 38
•факторинговая компания (или факторинговый отдел банка); |
• клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; |
• предприятие (заемщик) — фирма-покупатель товара. |
Стоимость соглашения факторинга включает комиссионные фирмы-фактора, процент за досрочную оплату предоставленных документов и скидки с номинальной суммы дебиторской задолженности (при высоком кредитном риске). Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5—2,5%). Соответственно с увеличением объема сделки растет и сумма комиссий. Процентная ставка за кредит, как правило, на 1—2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).
|
|
Обычно банк оплачивает единовременно 80—90% стоимости счета-фактуры; 10—20% — это резерв, который будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга.
Например, сумма факторинговой операции составляет 200 тыс. руб., аванс — 90%, комиссия фактора — 3% плюс ежемесячный процент за аванс — 2%. Фирма, продавшая фактуру счета, получит (таблица 39):
Таблица 39
200 тыс. руб. (общая сумма счетов) | |
минус | 20 тыс. руб. (резерв) |
минус | 6 тыс. руб. (комиссия фактора) |
минус | 4 тыс. руб. (% за аванс) |
Итого: | 170 тыс. руб. |
Преимущества факторинга | Недостатки факторинга |
- быстрое предоставление денежных средств; - снижение накладных расходов на содержание отдела по работе с покупателями и заказчиками; - получение финансовых консультаций; - обеспечение возможности получения авансов, особенно необходимых при сезонных операциях; - укрепление позиций балансового отчета компании. | - высокая стоимость факторинговой операции; - негативное впечатление, складывающиеся у покупателей в результате смены держателя дебиторской задолженности. |
Факторинговая компания закупит у компании дебиторскую задолженность на сумму 120 000 руб. в месяц и выдаст ссуду в размере до 80% дебиторской задолженности на условиях 14% в год и 1,5% комиссионных от приобретаемой дебиторской задолженности. Определить расходы, связанные с договором факторинга.
|
|
Решение. Расходы, связанные с этим договором факторинга, составляют (таблица 40):
Таблица 40
Комиссионные компании- фактора | |
21 600 руб. | |
Расходы по займу | |
13 440 руб. | |
Итого расходы | 35 040 руб. |