Бюджетное финансирование

Согласно существующему Закону «Об образовании», бюджетное финансирование образовательных учреждений должно составлять 10 % от национального дохода страны. Определение бюджетных затрат до недавнего времени происходило по следующим расчетным данным:

• затраты, связанные с реализацией образовательной программы дошкольным образовательным учреждением;

• затраты на содержание материальной базы ДОУ;

• затраты, связанные с нормированным пребыванием ребенка в ДОУ.

Современная статистика показывает, что расходы России на образование составляют: в 1992 г. — 4,6 %; в 1993 г. — 5,8 %; 1994 г. — около 3 % от ВВП. В настоящее время это соотношение (около 3 % от ВВП) сохраняется.

При этом за рубежом особенно тщательно следят за тем, чтобы расходы на образование постоянно росли. В США, согласно официальной статистике, на данный момент они составляют 5,9 % от ВВП, в Израиле 7%, В Норвегии 6,5%. Но в Китае – 2%, Индонезии – 1,4%.

Бюджетное финансирование ДОУ — финансирование, которое осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ. По результатам аккредитации ДОУ получает свидетельство установленного образца, которым ему присваивается соответствующая категория.

Дошкольные учреждения III категории обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива.

Дошкольные учреждения II категории предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению их деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета.

Для детей с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные образовательные учреждения, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В соответствии с этим, финансирование ДОУ компенсирующего вида осуществляется по повышенным норма­тивам (ст. 50 Закона «Об образовании»).

Дошкольные учреждения I категории — предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие ДОУ обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

Если заключение аттестационной комиссии содержит рекомендации по аккредитации ДОУ на ту или иную категорию и комиссия по аккредитации выносит положительное решение, то право данного ДОУ на государственное финансирование и на дополнительный региональный компонент финансирования подтверждается сертификатом установленного образца. То же самое относится и к аттестации и аккредитации негосударственных дошкольных уч­реждений.

В основе бюджетного финансирования лежит принцип разделения на основное и дополнительное финансирование. В любом случае для определения размеров финансирования необходима опора на установленные нормативы.

Нормативы — расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемые в нормировании труда, планировании производственной и хозяйственной деятельности. Проблема заключается в том, что потребность в финансировании сегодня не соответствует реальному уровню финансирования. Нормативы финансирования могут быть федеральными и региональными.

Федеральные нормативы финансирования образования — экономические показатели, в соответствии с которыми производится финансирование образования на федеральном уровне. Федеральные нормативы финансирования ДОУ ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми (ст. 41 Закона РФ «Об образовании»). В основу их расчета заложен принцип нормативных соотношений между стоимостью живого труда и стоимостью остальных расходов, т. е. между фондом оплаты труда (ФОТ) и фондом материальной обеспеченности (ФМО) в зависимости от типа и вида образовательных учреждений. При этом структура норматива бюджетного финансирова­ния реализации образовательной программы воспитания и обучения детей определяется следующим образом:

НБФ (норматив бюджетного финансирования) = ФОТ [фонд оплаты труда, включающий расходы на заработанную плату и начисления на нее (единый социальный налог) в расчете на одного воспитанника] + ФМО (фонд материального обеспечения, включающий учебные расходы, текущие хозяйственные расходы и услуги связи в расчете на одного воспитанника).

Расчет норматива бюджетного финансирования состоит из следующих этапов:

1 этап — подготовка исходных данных по каждому учреждению образования, которая начинается с определения количества воспитанников (учеников), групп (классов) и педагогических ставок по состоянию на 1 января планируемого года.

Количество групп определяется путем деления списочного состава детей на предельную наполняемость группы.

Например, при наличии в ДОУ групп общего и специального назначения (для детей с нарушениями в развитии) расчетное число групп определяется путем деления спи­сочного состава детей в данных группах на установленную для этих групп наполняемость. При расчете во внимание принимаются только целые группы. Дробные значения округляются: 5, 4 группы — это 5 групп, 6,8 группы — 7 групп.

Исходя из расчетного количества групп определяется штат педагогического персонала. Затем следует расчет остальной численности работников отдельно по административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу, исходя из примерных штатных нормативов численности работников в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. На основе установленных для каждого работника квалификационных разрядов по ETC определяется средний разряд и количество ставок, приходящееся на одного воспитанника (учащегося) по каждой группе персонала. •

2 этап — расчет средств на оплату труда, который начинается с расчета фонда заработной платы на одну ставку по каждой группе персонала (педагогического, администра­тивного, учебно-вспомогательного и обслуживающего). Исходной базой для расчета фонда заработной платы по каждой группе выступает средний разряд по ETC Как видим, расчет норматива бюджетного финансирова­ния начинается с расчета ФОТ.

Определение тарифных ставок по ETC для педагогических работников происходит на основе Тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Минтруда России от 11.11.1992 г. №33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ». Определение разрядов труда по оплате труда младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала осуществ­ляется на основании постановления Минтруда России от 10.11.1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих». Разряды по оплате труда медицинского персонала ДОУ — на основании постановления Минтруда России от 27.08.1997г. № 43 «О согласовании оплаты труда и тарифно-квалифика­ционных характеристик по должностям работников здра­воохранения РФ».

Затем формируется структура фонда заработной платы, т. е. определяется тарифная и надтарифная часть заработной платы в процентном отношении по каждой группе персонала.

Тарифный ФОТ по соответствующим категориям персонала исчисляется путем перемножения средней ставки в месяц, среднегодового числа ставок и 12 месяцев: месячный ФОТ по тарификации — средняя ставка в месяц X количество должностей. Суммирование тарифных фондов по категориям персонала образует общий размер тарифного ФОТ. При этом тарифная часть заработной платы регулируется в зависимости от сложности труда. Применительно к работникам образовательных учреждений в состав тарифной части заработной платы включается оплата по тарифным ставкам в соответствии с квалификационным разрядом ETC (с учетом их повышения за условия труда), оплата за превышение нормо-часов и т. д. Кроме тарифного фонда оплаты труда, в ДОУ предусматривается еще и надтарифный ФОТ. Традиционно размер надтарифного ФОТ для ДОУ не превышает 12 % (все зависит от региона). Расчет надтарифного ФОТ производится следующим образом: (тарифный ФОТ х 12 % надтарифный ФОТ)/(100%-12%).

Надтарифный ФОТ выполняет стимулирующую функцию. В ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки, компенсирующие повышенные затраты труда работника. Соотношение тарифной и надтарифной частей заработной платы складывается исходя из характера и содержания труда по каждой группе (категории) работников: чем сложнее и разнообразнее труд, тем больше должна быть надтарифная часть заработной платы для его стимулирования.

В качестве примера приведем перечень до сих пор действующих размеров повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников (надбавки к заработной плате):

  • женщинам за работу в образовательных учреждениях в сельской местности,—30%;
  • специалистам народного образования, работающим на селе— 25 %;
  • за работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, ДОУ, обслуживающих работников предприятий Минатомэнерго России — 20 %;
  • за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах) для детей с отклонениями в разви­тии, с задержкой психического развития— 15-20 %;
  • за работу в образовательных учреждениях (группах) для воспитанников, нуждающихся в стационарном лечении— 15-20 %;
  • владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в ДОУ заведующим, учителям, воспитателям, старшим воспитателям— 10-15 %.

Кроме повышения ставок производятся доплаты: за работу в ночное время;

за работу в выходные и праздничные дни;

за работу с неблагоприятными условиями труда;

• воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям, санитаркам-няням за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника, выполняемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работ.

При необходимости установления и снятия надбавок и доплат конкретным сотрудника ДОУ заведующая издает соответствующие приказы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: