double arrow

Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы


Скульптура и архитектура поздней классики ( 4 в до нэ) Галикарнасский мавзолей. Творчество Скопаса, Праксителя, Лиссиппа, Леохара.

Классификация городских промышленных районов

Отечественный и зарубежный опят районных планировок. Ген. Схема расселения СССР и РФ.

Билет 13.

Основные планировочные элементы промышленных районов, баланс их территорий.

В планировочной структуре промышленного района выделяют зоны:

· производственную;

· санитарно-защитную;

· энергетических объектов;

· транспортных и складских объектов;

· объектов культурно-бытового и научно-технического обслуживания,

· различных учебных заведений на базе производства и других учреждений, имеющих обще- районное значение.

Планировочная связь промышленных районов с прилегающими городскими территориями зависит от положения промышленных районов в структуре города. Особенно полной и органичной эта связь должна быть для промышленных районов и предприятий, расположенных в пределах селитебных территорий или в непосредственной близости от них. В этих случаях сеть улиц и проездов является в значительной степени единой для обслуживания. промышленности и селитьбы. В объемно-пространственном отношении промышленно-производственная застройка (этажность, объемно-планировочные параметры, характер архитектуры), ориентированная на основные городские магистрали, вместе с объектами жилищного и гражданского строительства должна активно участвовать в формировании архитектурных ансамблей.

Планировочная связь с городом промышленных районов, удаленных от селитебной территории, сводится к размещению магистралей, ведущих от промышленного района к другим районам города.

В городских промышленных районах следует при соответствующем обосновании предусматривать общественные центры для размещения кооперированных предприятий обслуживания трудящихся, а также объектов научно-технического обслуживания района. Общественные и научно-технические центры промышленных районов, групп предприятий должны быть удобно связаны с магистральными улицами, предназначенными для общественного транспорта.

Транспортное обслуживание промышленного района должно проектироваться на основании транспортной схемы проекта районной планировки и генерального плана города с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.

Сходная оценка дела районной планировки была характерна для отечественной науки также в течение всего советского периода. В послевоенные годы, когда в СССР были развернуты гораздо более масштабные, чем до войны, работы по районной планировке, ощущение «невыстроенности», неопределенности этой важнейшей сферы государственной и профессиональной деятельности было еще более сильным. Журнал «Архитектура СССР» писал: «Работы по районной планировке проводятся в нашей стране на протяжении ряда лет, но их опыт до сих пор не изучен и не обобщен, в то время как содержание и методика ведения этих работ продолжают оставаться еще во многом неясными» .

В постсоветский период отмечается «плачевное, катастрофическое положение районной планировки, в котором она оказалась через семьдесят пять лет (!) после ее зарождения в нашей стране» .

Генеральной схемы размещения производительных сил СССР до 1990 г. (под руководством Госплана СССР). Поставлена и решается задача по разработке научно обоснованной Генеральной схемы расселения на территории СССР, экономических районов и союзных республик до 1990 г. Научными подразделениями Госстроя СССР разрабатываются прогнозы развития советского градостроительства на еще более длительный период времени (этим вопросам было посвящено специальное совещание в феврале 1970 г. в Москве).

Исходя из требований определения перспектив расселения советской градостроительной и географической наукой многое сделано, особенно в последние 10 лет, для разработки вопросов группового, агломерированного расселения и анализа территориальных систем поселений. В настоящее время можно уже говорить о большем - об определенной общей концепции перспективного расселения, которая, однако, еще нуждается в целостном теоретическом обосновании (с градостроительных, социологических, экономических и географических позиций). Назовем ее концепцией единой системы расселения. В самом общем виде под ЕСР подразумевается функционально разграниченная и структурно взаимосвязанная сеть всех поселений определенной большой территории, формируемая в нескольких соподчиненных ступенях, закономерно развиваемая, планово регулируемая в целесообразном для общества направлении и охваченная единой системой районной планировки.

Генеральная схема расселения на территории СССР направлена на формирование такой системы расселения в стране, которая бы в наибольшей степени отвечала задачам дальнейшего развития народнохозяйственного комплекса СССР и всемерному подъему материального и культурного уровня жизни советского народа. Наиболее существенный методологический принцип, заложенный в основу Генеральной схемы расселения, — это переход от концепции автономного развития населенных пунктов (городов, поселков городского типа, сельских поселений) к их взаимосвязанному рассмотрению на основе системной интерпретации расселения. Генеральная схема расселения исходит из необходимости ограничения роста крупных городов, сбалансированного оптимального развития городских поселений других категорий, развития системы сельского расселения в неразрывном единстве с городскими опорными центрами. Перспективы развития конкретных региональных социально-экономических комплексов и систем расселения определяются в составе схем и проектов районной планировки, разрабатываемых проектными институтами по заказам госстроев союзных, автономных республик или областных (краевых) исполкомов на расчетный срок, равный сроку Комплексной программы научно-технического прогресса СССР, т. е. на 20 лет с выделением двух промежуточных этапов: первой очереди, включающей текущее и следующее за ним пятилетие, и периода, определяемого принятыми XXVII съездом КПСС Основными направлениями экономического и социального развития СССР. Кроме того, обычно в районной планировке имеются и прогнозные расчеты и предложения на более отдаленную перспективу. Основные документы, на базе которых создаются схемы и проекты районной планировки, — Генеральная и региональные схемы развития и размещения производительных сил.

Статья 31 (градостроительного кодекса) РФ Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации

В Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации определяются:

· цели федеральной политики в области градостроительства и меры государственной поддержки ее реализации;

· основные положения развития системы расселения, природопользования и производства в соответствии с программой социально - экономического развития территории Российской Федерации;

· меры по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному использованию земель, сохранению территорий объектов историко - культурного и природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения;

· территории, благоприятные для развития систем расселения;

· особо охраняемые природные территории;

· прибрежные территории;

· территории сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;

· территории с экстремальными природно - климатическими условиями;

· территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· территории залегания полезных ископаемых; иные территории, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяются виды градостроительного использования и ограничения на использование данных территорий для осуществления градостроительной деятельности.

2. Порядок разработки и согласования Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Основные положения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации и подлежат опубликованию.

В городские промышленные районы группируют предприятия с учетом однородности их производственного профиля, требований специализации производства, величины и характера грузооборота, степени выделения производственных вредностей. Смежные производства, связанные общностью производственного процесса, также могут размещаться в едином промышленном районе.

В зависимости от характера производства, степени выделения производственных вредностей, транспортных связей и величины грузооборота все многообразие промышленных районов можно свести к трем основным группам.

Первую группу в классификации промышленных районов составляют районы, предназначаемые для размещения предприятий, выделяющих большое количество производственных вредностей и имеющих большой грузооборот по железнодорожному транспорту. Это производства, относящиеся в основном к I и II классу вредностей и требующие больших санитарных разрывов между предприятиями и жилой застройкой; они располагаются в удалении от селитебной территории (вне города). Сюда же можно отнести и предприятия, для которых близкое соседство с городскими районами вредно, например для предприятий с особо точным производством.

Вторая группа — промышленные районы, предназначаемые для размещения менее вредных предприятий (III и IV классов), требующих по действующим санитарным нормам разрывов до 300—500 м, а также предприятий I класса, связанных с перевозкой грузов по железной дороге (с грузооборотом более 10 условных вагонов в сутки). Такие промышленные районы целесообразно располагать вблизи границ жилых районов города (на периферии селитебной территории).

Третья группа — промышленные районы, предназначаемые для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, или предприятий, относимых к V классу с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами производства, не производящими шума, с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта (менее 10 условных вагонов в сутки). Эти предприятия требуют санитарно-защитной зоны 100— 50 м (или совсем ее не требуют). При определенных условиях они могут быть размещены в пределах городской территории.

Размещение промышленных районов в значительной степени зависит от особенностей отраслей промышленности.

Промышленный районы первой группы могут включать металлургические, химические, нефтеперерабатывающие комбинаты, предприятия добывающей промышленности, связанные с разработкой земных недр, крупные цементные заводы производительностью более 150000 т в год. Удаленность их от жилых районов города устанавливается в каждом конкретном случае, в зависимости от технологии, степени улавливания вредностей, пожаро- и взрывоопасности производства. В отдельных случаях эти расстояния могут составлять 10—15 км.

Промышленные районы второй группы могут включать различные машиностроительные заводы, текстильные предприятия, заводы легкой и пищевой промышленности.

В промышленных районах третьей группы могут размещаться заводы оптики, приборостроения, часовые заводы, типографии, швейные фабрики, безвредные предприятия пищевой промышленности, предприятия местной промышленности, комбинаты бытового обслуживания и т. п. Санитарно-защитная зона может иметь вид озелененной магистрали или бульвара, проходящего между промышленным районом и жилыми кварталами.

Для первой группы промышленных районов характерен явно выраженный производственный профиль. Это объясняется тем, что предприятия этой группы, будь то металлургический комбинат, химический или нефтеперерабатывающий завод, являются, как правило, крупными предприятиями по размерам своих территорий и по грузообороту. Они имеют развитую железнодорожную и другие транспортные сети. Например, территория металлургических комбинатов достигает 600—800 и даже 1000 га, а площади нефтеперерабатывающих заводов — 1000—1800 га. Поэтому каждый крупный металлургический комбинат или нефтеперерабатывающий завод с сопутствующими им заводами обычно и представляет собой отдельный промышленный район или промышленный узел.

Промышленные районы второй группы могут быть также образованы, например, одними лишь машиностроительными заводами или же одними предприятиями легкой индустрии. Однако они могут иметь и смешанный профиль производства (текстильные, машиностроительные и другие предприятия среднего и малого размеров). При этом следует обращать особое внимание на устранение возможности влияния производственных вредностей одного предприятия на другое.

Промышленные районы третьей группы, подобно промышленным районам второй группы, могут иметь как смешанный, так и специализированный производственный профиль.

Размеры территории промышленного района города должны быть достаточными для удобного размещения в них различных промышленных предприятий и обслуживающего их хозяйства (транспортные пути, сортировочные станции, оклады, энергетические устройства и т. п.).

Однако совокупность разнообразных условий накладывает ограничения на размеры территории отдельных промышленных районов. При определении размеров территория промышленного района следует учитывать общую численность работающих в нем, что важно для организации транспорта, который должен доставлять работающих от дома до предприятия не более чем за 30—45 мин. Практика показывает, что для машиностроительной и текстильной промышленности ориентировочно можно принимать 50—80 человек, работающих на 1 га территории промышленного района, а для металлургических предприятий — 23—35 человек.

Оптимальное число трудящихся в одном промышленном районе обычно должно быть не более 25—30 тыс. человек, кроме особых случаев, когда само количество работающих на этих предприятиях многочисленно (например, металлургические, химические комбинаты, крупные машиностроительные заводы).

С развитием автоматизации и механизации производства допустимые размеры территории промышленных районов, очевидно, возрастут, так как среднее число работающих на 1 га территории промышленного района может снизиться.

В последнее время в результате сильного переуплотнения промышленности в существующих городах, развития новых отраслей промышленности и быстроте развития транспорта, совершенствования средств складирования и перевозок наблюдается тенденция вынесения промышленных районов второй, а иногда и третьей группы на удаленные от города территории.

В искусстве ведущих мастеров 4 в. до н.э. — Скопаса, Праксителя, Лисиппа — была поставлена проблема передачи переживаний человека. В результате этого были достигнуты первые успехи в раскрытии духовной жизни личности. Эти тенденции сказались во всех видах искусства, в частности в литературе и драматургии. Таковы; например, «Характеры» Теофраста, посвященные анализу типических особенностей психического склада человека — наемного воина, хвастуна, парасита, и т. д. Все это указывало не только на отход искусства от задач обобщенно-типического изображения совершенного гармонически развитого человека, но и на обращение к кругу проблем, которые не стояли в центре внимания художников 5 в. до н.э.

В развитии греческого искусства поздней классики явно различаются два Этапа, обусловленных самим ходом общественного развития. В первые две трети века искусство еще очень органично связано с традициями высокой классики. В последнюю треть 4 в. до н.э. происходит резкий перелом в развитии искусства, перед которым новые условия общественного развития ставят новые задачи. В это время особенно обостряется борьба реалистической и антиреалистической линий в искусстве.

ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ. Сооружение мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея,

Галикарнасский Мавзолей. Реконструкция.

Мавзолей поражал не столько величавой гармонией пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным богатством убранства. В древности он был причислен к семи чудесам света. Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м. Само здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в. Мавзолей был сильно разрушен, и точная реконструкция его в настоящее время невозможна; лишь некоторые самые общие его черты не вызывают разногласий ученых. В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя. Мавзолей являлся огромной каменной призмой, сложенной из больших квадров. По четырем углам первый ярус был фланкирован конными статуями. В толще этого огромного каменного блока находилось высокое сводчатое помещение, в котором стояли гробницы царя и его жены. Второй ярус состоял из помещения, окруженного высокой колоннадой ионического ордера. Между колоннами были поставлены мраморные статуи львов. Третий, последний ярус представлял собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещались стоявшие на колеснице большие фигуры правителя и его жены. Гробница Мавсола была опоясана тремя рядами фризов, однако их точное местонахождение в архитектурном ансамбле не установлено. Все скульптурные работы были выполнены греческими мастерами, в том числе Скопасом.

Таким образом, все достижения классического зодчества и искусства вообще были поставлены на службу новым, чуждым классике общественным целям, порожденным неотвратимым развитием античного общества. Развитие шло от изжившей себя обособленности полисов к мощным, хотя и непрочным рабовладельческим монархиям, дающим возможность верхушке общества укрепить устои рабовладения.

Общий характер скульптуры и искусства поздней классики в основном определялся творческой деятельностью художников-реалистов. Ведущими и величайшими представителями этого направления были Скопас, Пракситель и Лисипп.

Крупнейшим мастером первой половины 4 в. до н.э. был Скопас. В творчестве Тесно связанный с традициями и пелопоннесской и аттической школы, Скопас посвятил себя созданию монументально-героических образов. Этим он как бы продолжал традиции высокой классики. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают быть воплощением самых прекрасных качеств сильных и доблестных людей. Однако от образов высокой классики их отличает бурное драматическое напряжение всех духовных сил. Героический подвиг больше не носит характера поступка, естественного для каждого достойного гражданина полиса. Герои Скопаса находятся в необычном напряжении сил. Порыв страсти нарушает гармоническую ясность, свойственную высокой классике, но зато придает образам Скопаса огромную экспрессию, оттенок личного, страстного переживания.


Сейчас читают про: