Особенности уплаты налога при разработке месторождений драгоценных металлов

При разработке месторождений драгоценных металлов налог на добычу полезных ископаемых уплачивается налогоплательщиками, видом деятельности которых согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) является добыча руд и песков драгоценных металлов, код 13.20.41.

Согласно ст. 339 НК РФ при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов объектом налогообложения признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

К полупродуктам, содержащим драгоценные металлы, относятся шлиховые золото и платина (шлиховой концентрат), гравитационный, флотационный, обожженный (огарок) концентраты, лигатура, сплав Доре, черновое золото, катодный металл, цинковые осадки и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы. Качество концентратов регламентируется стандартами, утвержденными в установленном порядке.

Под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

К операциям по добыче драгоценных металлов не относится собственно производство драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Кроме того, к добыче не относится и аффинаж драгоценных металлов, под которым понимается процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам. Причем аффинаж драгоценных металлов может осуществляться только организациями, определенными перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972 «Об утверждении порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.

Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок.

Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731, учет драгоценных металлов ведется в добывающих организациях по массе, а также по качеству и в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробования и анализа минерального сырья, содержащего драгоценные металлы.

Особый порядок учета золота и других драгоценных металлов обусловлен их особыми физическими свойствами, используемыми в машиностроении и приборостроении, участием в формировании золотого запаса государства и высокой потребительской стоимостью. В то же время другие полезные ископаемые учитываются по количеству руды, их содержащей, и поэтому независимо от содержания, например железа в товарных рудах, при налогообложении учитывается отраженное в учетных формах количество необогащенной товарной руды.

Для целей налогообложения налогоплательщик должен определять количество произведенных за налоговый период (месяц), то есть доведенных до соответствующего стандарта, концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. При этом учитываются также потери металлов, связанные с производством полупродуктов.

В отличие от оценки других видов полезных ископаемых НК РФ устанавливает особый порядок оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.

Данный вид полезного ископаемого оценивается исходя из цен реализации химически чистого металла без учета НДС; причем цены уменьшаются на расходы налогоплательщика по аффинажу драгоценного металла и по доставке (перевозке) аффинированного металла до получателя.

Если в налоговом периоде, за который производится исчисление налога, отсутствовала реализация аффинированного металла, за основу для расчета принимаются цены реализации, сложившиеся в ближайшем из предыдущих налоговых периодов. При наличии в налоговом периоде нескольких сделок по реализации аффинированных металлов определяется средневзвешенная этих цен.

Расчет налога производится в следующем порядке.

Пример. В июле текущего года артель старателей добыла 1000 граммов шлихового золота (за вычетом потерь при добыче). Согласно аффинажному листу в июле доля содержания золота по данным аффинажного завода составила 0,95. Аффинированное золото реализовано банку согласно договору по цене 358 руб. за 1 грамм (без НДС); расходы на аффинаж - 3 руб. на 1 грамм.

Таким образом, стоимость добытого полезного ископаемого (золотосодержащего полупродукта) составит 337 250 руб. ((358 руб. - 3 руб.) х 0,95 х 1000 граммов).

В НК РФ установлен особый порядок налогообложения уникальных самородков драгоценных металлов, а именно: не подлежащие переработке уникальные самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно по ценам их реализации.

Оценка и сертификация самородков драгоценных металлов осуществляются Госфондом. Не приобретенные этим Фондом самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по их поручениям, в том числе с аукциона. При этом договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в самородках драгоценных металлов, исчисленной по ценам мирового рынка, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи этих самородков.

Самородки драгоценных металлов, не относящиеся к категории уникальных, и минералогические коллекционные образцы этих самородков могут продаваться по договорным ценам субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Если самородок драгоценного металла реализовать невозможно, недропользователь может направить его на аффинаж, но в любом случае учитывает его при определении общего количества добытого полезного ископаемого.

Самородки, предназначенные для формирования минералогических коллекций, не признаются объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых.

При добыче нескольких видов полезных ископаемых необходимо учитывать количество каждого из них. Обособленный учет необходим также в случае налогообложения добытых полезных ископаемых по различным налоговым ставкам и при уплате налога с коэффициентом 0,7.

Пример. Организацией на одном месторождении добыто в налоговом периоде 850 тонн руды (включая потери полезного ископаемого), из которых фактические потери составили 90 тонн (при нормативных 85 тонн). На другом месторождении добыто 200 тонн руды, включая фактические потери 20 тонн при нормативных 15 тонн. В отношении полезных ископаемых, добытых на этом месторождении, организация вправе применить коэффициент 0,7 к сумме налога.

В данном примере из общего количества добытой руды по нулевой ставке облагаются фактические потери в пределах нормативных потерь - 100 тонн (85 + 15), которые подлежат обособленному учету. По полной ставке облагается 950 тонн ((850 + 200) - (85 + 15)), из которых в отношении 185 тонн (200 - 15) уплата налога производится с коэффициентом 0,7. Таким образом, 185 тонн и 765 тонн (950 - 185) также должны учитываться обособленно. Обособленному учету подлежат и сверхнормативные потери полезного ископаемого - 10 тонн ((90 - 85) + (20 - 15)).

Вопросы для самопроверки:

1. Кто является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых?

2. Как осуществляется постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах?

3. Что называется местом нахождения участка недр?

4. Назовите объекты налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.

5. Какие полезные ископаемые не признаются объектом налогообложения?

6. Что называется полезным ископаемым?

7. Каким образом группируют полезные ископаемые в целях налогообложения?

8. Назовите порядок определения налоговой базы по НДПИ.

9. Назовите способы оценки стоимости добытых полезных ископаемых.

10.Какие применяются налоговые ставки по налогу?

11.В каком случае необходимо использовать коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв)?

12.Что признается налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых?

13.В каком случае налогоплательщик имеет право на применение понижающего коэффициента 0,7 при исчислении налога?

14.Каким образом, и в какой срок производится уплата налога?

15.Каковы особенности уплаты налога при разработке месторождений драгоценных металлов?

Рекомендуемая литература:

1. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

4. Федеральный закон от 26 марта 1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

5. Перчик А.И. Горное право. Учебник. – М.: Орион, 2002 г.

6. Правовое регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие / под ред. проф. А.А. Ялбулганова. – М.:Юстицинформ, 2007 г.

7. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в схемах и таблицах. – Система ГАРАНТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: