Таблица 8.1 Журнал учета поручений
Дата и время | № поручения клиента | Вид и срок исполне- ния контракта | Количество | Заказ принял | Исполнение заявки | Отметка о снятии заявки | |||||
Время и дата | контракт | Количество | Подпись | ||||||||
Вид и срок поставки | Цена | Дата и время | Подпись | ||||||||
Каждое поручение клиента должно исполняться индивидуально. Запрещается объединять для исполнения несколько сходных поручений в одно. При исполнении поручения брокер не вправе разглашать имени клиента и номер его клиентского счета.
Если поручение клиента вступает в конкуренцию с собственными намерениями брокера, то он обязан сначала выполнить поручения клиента.
Брокер обязан точно и своевременно информировать клиента о совершенных по его поручению сделках и текущих биржевых ценах. Сознательное искажение брокером направляемой клиенту информации, а также предоставление заведомо ложных сведений является нарушением правил биржевой торговли и основанием для отстранения брокера от участия в биржевой торговле.
|
|
Исполнив поручение, брокер обязан в трехдневный срок представить отчет брокера, в котором он указывает количество товара, цену за единицу товара и стоимость товара. Если клиент согласен с отчетом, то он обязан в трехдневный срок оплатить брокеру вознаграждение за исполненное поручение. Если имеются возражения, то клиент обязан в десятидневный срок с момента получения отчета сообщить о них брокеру.
9.5. Условия расчета между брокером и клиентом, вознаграждение брокера.
Брокерские фирмы получают доходы из следующих источников:
• брокерское вознаграждение (от 3 до 10% стоимости сделки, иногда больше 10%); при установлении процента брокерского вознаграждения большую роль играет специфика товара (качество и количество, разовая или регулярная поставка и другие факторы), особенности клиента (постоянный или разовый; владелец товара или посредник и т.д.); размер комиссионных является предметом переговоров между клиентами и брокерскими фирмами;
• информационное обслуживание клиентов (предоставление биржевой информации, анализ экономического состояния интересующего клиента рынка);
• поручительство за платежеспособность покупателя, которое берет на себя брокер (делькреде);
• проценты с сумм наличных средств на счетах клиентов;
• Другие источники.
Система оплаты труда брокеров в каждой брокерской фирме может быть различной: фиксированный оклад; оклад плюс премии; оклад плюс процент от дохода фирмы по сделкам; только процент от комиссионных, получаемых фирмой.
|
|
фиксированный оклад без дополнительных премий применяется достаточно редко. Он может применяться для оплаты труда брокеров, работающих по испытательному сроку.
Оклад плюс премия применяется чаще, но при этом размер премии связан с доходами брокерской фирмы и в большой степени зависит от желания руководителя.
Рассмотренные системы являются невыгодными для брокера и не стимулируют его увеличивать количество заключаемых сделок.
При оплате труда по третьей системе брокер, кроме оклада, получает процент от дохода фирмы по сделкам, заключенным данным брокером. Процент может зависеть от статуса брокера в фирме, стажа работы, объема сделок и т.д.
Наконец, брокеры могут работать только на проценте от комиссионных, получаемых фирмой.
Как уже отмечалось, после заключения биржевых сделок брокерские фирмы получают доход в виде комиссионных, большая часть которых (около 90-95%) идет на покрытие расходов, связанных с издержками биржевых сделок и операционными расходами. К расходным статьям, связанным со сделкой, относятся комиссионные, выплачиваемые исполнителям счетов клиентов, брокерское вознаграждение, биржевой и клиринговый сборы. Кроме указанных расходов, связанных со сделками, брокерские Фирмы имеют другие операционные расходы. Крупнейшими статьями расходов являются расходы на персонал, расходы на связь и аренду. Чуть меньше расходы у брокерской фирмы на рекламу, расходы по офису, юридические и бухгалтерские услуги и др.
9.6. Ответственность сторон.
В договоре указывается, что клиент поручает, а брокер обязуется заключить от своего имени для клиента сделку по купле-продаже товара определенного наименования, количества и качества. Указываются местонахождение, срок поставки, порядок и форма оплаты за товар.
В соответствии с договором комиссии брокер приобретает права и несет обязанности стороны по договору. В случае нарушения третьим лицом сделки, заключенной с ним брокером, брокер обязан без промедления уведомить об этом клиента, собрать и обеспечить необходимые доказательства.
Брокерская фирма должна иметь определенные гарантии от клиента, которые зависят от того, в качестве кого выступает клиент (продавца или покупателя). Если клиент является продавцом, то он должен гарантировать наличие у него товара, который будет являться объектом сделки на бирже. Поэтому к договору поручения клиент обязан представить складскую расписку о наличии товара (варрант) или транспортный документ, удостоверяющий его отгрузку. Если клиент выступает в роли покупателя, то он должен гарантировать свою платежеспособность. Гарантией оплаты товара может выступать гарантия банка на оплату товара; справка, заверенная банком о наличии средств на расчетном счете клиента, гарантийный взнос.
10.1. Биржевой товар, его характеристика.
Исторически сложилось, что торговля на биржах ведется по ограниченному числу наименований товаров, так как не всякий товар пригоден для биржевой торговли. В России согласно Закону РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевой товар - это «...не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле».
Каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, выставляемых на торги. Номенклатура биржевых товаров с годами меняется, однако ко всем товарам, продаваемым через биржу, предъявляются установленные практикой биржевой торговли требования, позволяющие определить их принадлежность к биржевым.
Их количество и ассортимент постоянно изменяется. Если в конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на сегодня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже.
Чем вызван выбор того или иного товара? Последний должен обладать определенным набором качеств. Во-первых, он должен соответствовать определенным стандартам по количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий. В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным. Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена маслиничных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа - промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы. Следует отметить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе государственные облигации, акции акционерных банков, акции производственных акционерных обществ, депозитные банковские сертификаты.
|
|
10.2. Требования, предъявляемые к биржевому товару.
Требованием, предъявляемым к биржевым товарам, является их массовость, т. е. товар не должен быть монопольным ни в производстве, ни в потреблении. Сосредоточение на бирже большой численности продавцов и покупателей в одно время позволяет организовать массовую реализацию продукции, унифицированную в соответствии с биржевыми стандартами. Это дает возможность наиболее правильно устанавливать спрос и предложение, а следовательно, способствует формированию реальных рыночных цен. Что касается производства, то уникальная продукция единственного производителя, готовая продукция не должны допускаться на биржу, так как увеличение или уменьшение их производства во многом зависит от воли производителя, который тем самым может манипулировать ценой. А ведь требование свободного ценообразования является еще одним необходимым условием для биржевого товара. Цены на биржевые товары должны свободно устанавливаться в соответствии со спросом и предложением, а также иными факторами (экономическими, политическими, социальными, форс-мажорными), происходящими по самым различным причинам.
|
|
Очевидно, что перечисленным выше требованиям отвечают прежде всего сельскохозяйственные и лесные товары, продукты их переработки, а также сырьевые товары и полуфабрикаты промышленного назначения. Вообще, в идеале биржевым должен быть тот товар, который прошел лишь первичную переработку, т.е. сырье или полуфабрикат.
Ценные бумаги также являются классическим биржевым товаром, в чем легко убедиться, если проанализировать требования, которым должен соответствовать биржевой товар. К основным характеристикам ценных бумаг следует отнести их массовость, стандартность и взаимозаменяемость. Ценные бумаги эмитируются Широким числом акционерных обществ, предприятий и организаций, что делает их достаточно массовыми. Кроме того, эмитированные ценные бумаги должны соответствовать требованиями и параметрам, предусмотренным действующим законодательством, что делает их стандартными и взаимозаменяемыми в пределах определенных групп и видов.
Ценные бумаги, обращающиеся на бирже, обладают еще одним свойством, а именно - колебания цен на эти бумаги должны быть постоянными и минимальными.
Следует отметить, что на бирже обращаются далеко не все ценные бумаги, а лишь «отборные», за качество которых биржа наряду с эмитентом несет ответственность перед инвесторами.
Валюта является своеобразным товаром, но и для этого биржевого товара выполняются все требования, предъявляемые к нему.
10.3 Стандартизация товара и её значение в биржевой практике.
Так как биржевая торговля в основном ведется в отсутствие товаров как таковых (по образцам, пробам, биржевым стандартам), на всех товарных биржах обеспечивается максимальная стандартизация. Прежде всего это стандартизация по качеству» количеству, условиям хранения, транспортировке товаров, а также по срокам исполнения контрактов.
Как известно, качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. К качеству биржевого товара предъявляются особые требования, поэтому на фьючерсных биржах и биржах реального товара правилами устанавливается базисное качество товара, которое обычно соответствует наиболее распространенному сорту или марке товара. Все остальные марки градуируются по степени содержания полезного эффекта. Базисный сорт и его характеристики представляют собой своеобразную биржевую пробу, которая не нуждается в непосредственном предъявлении. Цена же базисного сорта служит ключом для выражения цены остальных. Ценовые коэффициенты за различную сортность позволяют экономически выразить отличия больших масс товаров, неодинаковых по своим природным признакам. Если товар на торгах отличается по качеству от стандартного (базисного), то применяется так называемое правило дифференцирования товара по уровню качества с соответствующими доплатами или скидками с цены.
На биржах большое внимание также уделяется информации о качестве товара. Наиболее полную и достоверную информацию содержат стандарты вида технических условий, применение которых значительно облегчает подготовку к биржевым торгам. Существует и рекламная информация в виде словесной характеристики качества продукции, которая преследует цель показать основные преимущества товара по сравнению с аналогичными. Тем не менее такой информации недостаточно, так как биржа несет ответственность не за информацию о товаре, а за сам товар. Представление о товаре и независимую оценку качества товара дает сертификат. Любая биржа заинтересована в торговле сертифицированным товаром, потому что это является дополнительной гарантией успешного использования купленного товара. Биржи, особенно международные, стараются создать режим максимального благоприятствования сертифицированным товарам, а некоторые предлагают в качестве услуги проведение сертификации товаров, выставляемых на торги.
Естественным продолжением процесса качественной стандартизации является взаимозаменяемость, сущность которой состоит в том, что современные биржевые сделки возможны только при условии идентичности товара по составу, свойствам, виду и Ячеству упаковки, а также маркировки и величины партии. Таким образом, взаимозаменяемость предусматривает возможность обезличивания товара. Это достигается сведением своеобразных признаков товара к базисному сорту с помощью множительных коэффициентов, что делает все сорта одинаковыми (безличными)
Биржевой стандарт охватывает и такое требование, как количество товара, предлагаемого для купли-продажи. На биржах наличного товара его поставляют в строго определенных размерах и продают в виде биржевых единиц, соответствующих либо вместимости транспортного средства (например, вместимость вагона, баржи и т. п.), либо места по объему и массе. Фактическая величина продажи, называемая партией, должна быть числом, кратным биржевой единице, причем используются сложившиеся единицы измерения.
Для правильного установления единицы измерения проводят специальные исследования. Это означает, что сами партии товара не могут устанавливаться продавцом или покупателем произвольно. Отсюда следует важный вывод: и производитель, и потребитель заранее планируют поставить и заказать четко обозначенные величины продукции, т. е. оптимизируют масштабы производства и потребления, и тем самым уменьшают капитальные, трудовые и прочие затраты. Но главное последствие стандартизации количественной стороны биржевой торговли заключается в демонополизации спроса и предложения товаров. Под демонополизацией понимается бессмысленность производства и потребления некратных биржевой единице партий, а следовательно, невозможность выдвижения особых требований с обеих сторон по количеству, а отсюда - и по цене.
Количественная и качественная стандартизация действует на предторговой стадии и подготавливает движение товара на бирже.
Для активизации оборота биржи концентрируют торговлю таким образом, чтобы товар поставлялся лишь в определенные месяцы, например, для сельскохозяйственных товаров выбор месяца поставки связан со сбором урожая, а для других товаров может быть выбран любой месяц поставки.
Биржевой стандарт предусматривает также право продавца на выбор места поставки, так как покупатели должны четко знать, где будет проводиться сдача-приемка товара по контракту. Согласно правилам, биржи разрешают продавцам поставлять товар только в те места, где это предписано. Это могут быть склады, элеваторы, банки, заключившие специальные соглашения с биржей и отвечающие определенным требованиям.
Таким образом, стандартизация позволяет систематизировать биржевой товар по крупным качественным партиям, что значительно упрощает биржевые операции. Считается, что стандартизация образует главный признак подлинно биржевого товара.
10.4. Объекты биржевой торговли и их характеристика.
В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за XX в. существенно сократилось. В конце XIX в. биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований, а в настоящее время объектом биржевой торговли являются примерно 70 видов товаров. В мировой практике выделяются следующие основные классы биржевых товаров:
• вещественные биржевые товары;
• ценные бумаги;
• иностранная валюта;
• индексы биржевых цен;
• процентные ставки по государственным облигациям. Номенклатура вещественных биржевых товаров традиционно состоит из двух основных групп:
а) сельскохозяйственных и лесных товаров и продуктов их переработки (около 50 видов);
б) промышленное сырье и полуфабрикаты (около 20 видов). Основные товары первой группы:
• зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь);
• масличные (льняное и хлопковое семя, соевые бобы, соевое масло, шроты);
• продукция животноводства (живой крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока);
• пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, картофель, концентрат апельсинового сока, арахис, перец);-
• текстильные товары (хлопок, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
• натуральный каучук;
• лесные товары (пиломатериалы, фанера).
Группа промышленного сырья и полуфабрикатов включает:
• цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий);
• энергоносители (нефть, бензин, мазут, дизельное топливо). Особенностью всех перечисленных вещественных биржевых
товаров является их массовое производство и устойчивый спрос, однако динамика биржевой торговли приведенным ассортиментом товаров была и остается крайне неравномерной.