По сферам товарного обслуживания выделяю

Система цен – это единая упорядоченная с совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Международные цены – это цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру.

Цены на международных региональных рынках – цены, являющиеся конкретной формой организации мировых цен и обслуживающие международные и региональные рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров путей - продажи товаров.

Национальные цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенности отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности процессов с иностранными инвестициями других форм международном совместном бизнесе.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортированной и экспортированной продукции.

Цены классифицируют по различным критериям:

· сферам товарного обслуживания,

· способу отражения транспортных расходов,

· формам продаж,

· стадиям продажи,

· степени регулирования,

· степени устойчивости во времени.

· оптовыецены – это цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную).При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

· розничные цены – цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

· закупочные цены - по ним государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий(фермеров);

· цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например грузовые, транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.

2.По способу отражения транспортных расходов выделяют:

· цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции);расходы на остальной путь покрывает покупатель;

· цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения

3.По формам продаж выделяют:

· контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;

· биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;

· цены ярмарок и выставок (часто льготные)

· аукционные цены;

4.По стадиям продажи выделяют:

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения- единственный источник информации об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

5.По степени регулирования выделяют:

* жестоко фиксированные цены, являющиеся основанные типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

* регулируемые цены,устанавливаемые государством как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;

* свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.

6.По степени устойчивости во времени выделяют:

* твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;

* подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

* скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующие факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары требующие длительного срока изготовления;

* цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования фиксации).

Скидки используют фирмы – производители товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену с целью привлечения новых покупателей, сокращения больших товарных запасов, ответных действий на снижение цен конкурентами.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни отдельный покупатель или продавец не оказывает здесь особого влияния на уровень текущих рыночных цен товара

Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Весьма специфичен рынок монополистической конкуренции, состоящий из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

В условиях олигополии на рынке действуют небольшое количество продавцов, достаточно чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Продавцы не могут существенно влиять на уровень цен, а новым претендентам довольно сложно проникнуть на этот рынок.

В случае чистой монополии продавец обладает очень высокой степенью контроля за ценой. Продавцом может выступать как государственная, так и частная регулируемая или нерегулируемая монополия

Ц ср. ариф= - Простая ср. арифметич. цена. Применяется редко, т.к. не учитывает различия в составе товара.

Цср.хронолог.=; - средняя хронологическая цена. Применяется, когда периоды регистрации цен равнозначно отделены друг от друга.

Ц ср. хронолог. взвешан.=; - средняя хронологическая взвешенная цена. Применяется: когда даты регистрации цен расположены неравномерно.

Ц ср. ариф. взв.=; - средняя арифметическая взвешенная цена.

Ц ср. гарм. взв.=; - средняя гармоническая взвешенная цена. Применяется: если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (в руб.) соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостной показатель.

Ц ср.б.=;

Ц ср. о.=;

где Цб, Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах,

Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде.

Применяется: для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продажи, ассортимента товаров на изменение средних цен.

Индекс – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной.

Индивидуальный индекс цен – определяется по следующей формуле:

iц =

Форма индексов цен Расчет индексов цен по формулам
Ласпейреса Пааше.
агрегатная Jлц = Jпц =
среднеарифметическая Jлц = Jпц =
гармоническая Jлц = Jпц =

Индекс концентрации(ИCR) (concentration radio) показы­вает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем, объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

И CR3(4)=

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < ИCR 100%.

3. Индекс Линда(Ил) в основном применяется в странах Ев­ропейского союзаи рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действу­ющих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

И л2 = х 100%,

где d1, d2 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил3=

где d1,d2,d3 - рыночные доли (удельные веса) соответствую­щих фирм в общем, объеме продаж.

Для четырех наиболее крупных фирм индекс Линда:

Ил4=

где d1,d2,d3,d4 - рыночные доли соответствующих фирм в об­щем объеме прoдаж.

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм госу­дарственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих

пределах:120%<Ил<200%.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей формуле:

И хх =

индекс Доу—Джонса

Он представляет собой среднеарифметическую величину ежедневных котировок на Нью-Йоркской фондовой бирже на момент ее закрытия и опре­деляется по следующей формуле:

Идд=

индекс Стандард энд Пурз

Иsp=

Ценовая политика предприятия направлена на установление таких цен товаров и услуг, в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которая позволит получать запланированный предприятием объем прибыли и решать стратегические и оперативные задачи.

Политика цен –это общественные принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

Стратегия высоких цен - Предусматривает продажу товара по высоким ценам в самом начале освоения рынка и затем их последующее снижение по мере насыщения рынка данным товаром. Данная стратегия применяется для товаров – новинок, защищенных патентом на стадии внедрения, когда фирма выполняет дорогой товар, а затем начинает привлекать все новые сегменты рынка, предлагая покупателям различных сегментов более простые и дешевые модели.

Стратегия ценообразования – это комплекс методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике. Стратегия ценообразования представляет собой набор конкретных практических мер по управлению ценами продукции фирмы, которые используются для решения поставленных задач

Стратегия низких цен Предусматривает продаже товара по низкой цене с целью стимулирования спроса. Это делается с целью одержать верх в конкурентной борьбе выяснить конкурирующие товары и завоевать массовый рынок, либо существенную долю рынка

Стратегия средних цен В основе стратегии средних цен или нейтрального ценообразования лежит долгосрочная перспектива в получении неизменной прибыли. В результате данной стратегии рынок не привлекает внимания новых конкурентов, а уже имеющиеся не проводят на рынке агрессивную условную политику

Стратегия дифференцированных цен. Она применяется фирмами, устанавливающими определенную шкалу вариантных скидок и надбавок или по товарам на заказ.

Стратегия стабильных цен Продажа товаров по низким ценам в долгое время. Характерно для массовых продаж однородных товаров, по которым на рынке выступает большое количество фирм – конкурентов. Например, цены на транспорт, журналы и т.д.

Стратегия нестабильных цен Предусматривает зависимость от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.

Стратегия ценового лидерства

Предусматривает либо соотношение фирмы своего уровня цен движением и характером цен фирмы – лидера на данном рынке по конкретным товарам, либо заключение соглашения с фирмой – лидером о согласовании в области ценообразования.

Стратегия престижных цен

Предусматривает продажу товара по высоким ценам и рассчитана на сегмент рынка, обращающим особое внимание на качество товара и товарную марку

Стратегия массовых закупок Предполагает продажу со скидкой, в случае приобретения большого количества товаров. Такая стратегия дает эффективность в следующих случаях:

· можно ожидать значительного и быстрого роста покупок

· можно ожидать увеличение потребления товаров

· при решении задачи освобождения складов от устаревших плохо продаваемых товаров.

Стратегия конкурентных цен Связана с проведением агрессивной ценовой стратегии фирм – конкурентов по снижению цен. Стратегия предполагает для данной фирмы возможность проведения двух видов ценовой стратегии в целях укрепления монопольного положения на рынке и расширение своей доли рынка.

Стратегия льготных цен. Используется для ценообразования для товаров покупателей, в которых фирма имеет определенную заинтересованность. Политика льготных цен может проводиться временно для достижения сбыта. Ее основная цель: увеличение объемов продаж. Льготные цены устанавливаются обычно ниже уровня себестоимости. Они могут использоваться в качестве инструмента конкурентной борьбы или при необходимости ликвидации затоваривания складов фирмы.

Стратегия единых цен Направлена на укрепление доверия потребителей к фирме и ее товару, проста в применении, открыты возможности торговли по каталогам, посылочной торговли. Стратегия единых цен применяется не так часто, ограничена временными, географическими и товарными рамками.

Стратегия гибких эластичных цен Опирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться. Гибкие цены, как правило, используются при заключении сделок по индивидуальным товарам или товарам на заказ.

Стратегия истощающихся цен Состоит в том, что производитель нового товара в течение периода времени, пока он является монополистом, назначает высокую цену за единицу этого товара, при ограниченном объеме его продаж.

Стратегия проникающих цен Состоит в том, что на новый товар первоначально назначается низкая цена, при большом объеме товара, поступающего на рынок. Эта мера позволяет в короткий срок завоевать массовый рынок и обеспечить большой объем продаж.

Стратегия предельного ценообразования Состоит в том, что в результате продажи определенного объема товара по определенной высокой цене скалькулированные собственные издержки и некоторая минимальная прибыль уже будут перекрыты

Премиальная ценовая политика Устанавливается на товар, обладающий высокой начальной ценой, с превышением среднего уровня. Премии при таком назначении цены предназначены производителю.

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

· затратные;

· рыночные;

· эконометрические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: