Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем

Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка.

Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем.

Тема №3

РЫНОК КАК СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

План:

2. Рынок: сущность, условия возникновения.

Экономическая система

       
   
Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества
 
 


Традиционная экономическая система

· Земля и капитал находятся - неразвитость обмена

в общем владении………… - отсутствие технического

прогресса

· Ценится преемственность, - слабый производственный

приверженность традициям потенциал

· Господствует натуральное - ограниченность произво-

Хозяйство димых материальных благ

Признаки командной экономики:

1. Государственная собственность на средства производства

2. Производство в соответствии с планом

3. Цены назначаются государством

4. Производство не ради прибыли

Вот ее перечертить надо елки (((

Рыночная экономика

Признаки рыночной экономики

1. Частная собственность

2. Свобода выбора

3. Личная выгода

4. Ценовой механизм (конкуренция)

5. Ограниченная роль государства

Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.

Формы реryлирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости oт субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.

К форме рыночного регулирования правомерно отнести деятельность не только центральной, но и региональной власти.

Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников, средств производства и обращения. Это, в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего, на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Предпринимательские слои координируют сферу обмена чаще всего через деятельность государства и политических партий.

Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

Следующая из рассматриваемых форм - международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регyлирования.

Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако, в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском - конкретные бизнесмены, в коллективном - представители широких слоев трудящихся.

В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регyлирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в даннoм процессе.

Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регyлирования.

Речь идет, прежде всего, об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Перечислим соответствующие формы.

Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы - хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе - удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).

Координирующие формы купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.

Как уже было показано, сравнительно внешние объекты регулирования - торговля и ее виды. Отсюда достаточно внешними формами упорядочения рынка является координация торговли в целом, а в более частном плане - координация ее разновидностей. В качестве примеров таких частных форм можно назвать регулирование государственной и кооперативной, оптовой и розничной внутренней и внешней торговли. Еще более частными формами служит согласование деятельности конкретного магазина или конкретного ресторана.

Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: