double arrow

Налоговая система и принципы ее функционирования

Основным источником доходов государства являются налоги. Нало­говую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латин­ского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые над­зирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной эко­номической литературе фискальная политика ассоциируется с госу­дарственным регулированием налоговой системы.

Налоговая система — это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сбо­ров.

Пошлин — денежные сборы, взимаемые соответству­ющими государственными органами при выполнении ими определен­ных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, су­дебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу то­варов взыскиваются таможенные пошлины.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физи­ческих лиц, уплата которого является одним из условий предоставле­ния им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

Однако основным источником доходов государства являются на­логи.

Налог — это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяй­ствующего субъекта.

Налогообложение — это способ регулирования доходов и источ­ников пополнения государственных средств.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколь­ко веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сфор­мулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказан­ной им государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачи­вать тот, кто ими пользуется). Вторая, концепция предполагает зави­симость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

всеобщность, т. е. охват всех экономических субъектов, получа­ющих доходы;

стабильность, т. е. устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

равнонапряженность, т. е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;

обязательность т. е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

социальная справедливость, т. е. установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низ­кодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государ­ства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

субъект налога, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юриди­ческое или физическое лицо;

объект налога, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.);

источник налога — это независимо от объекта налогообложения — чистый доход общества;

ставка налога — это важный элемент налога, определяющий ве­личину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с 1000 руб. и т. д.). Различают предельную налоговую став­ку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых нало­гов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на ве­личину налогооблогаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производи­мой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата на­логоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реаль­ной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и дохо­дом налоги делятся на:

прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере
возрастания дохода;

регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере
возрастания дохода;

пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизмен­ной независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две основные груп­пы: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имуще­ства, получателей доходов.

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребите­лей продукции.

К прямым налогам относятся:

• подоходный с населения;

• на прибыль корпораций;

• на прирост капитала;

• с наследства и дарений;

• поимущественный налог.

К косвенным налогам относятся:

• налог с оборота;

• на добавленную стоимость (НДС);

• на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т. д.;

• таможенные пошлины.

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России при­близили ее систему налогообложения к международным нормам. На­логи в России разделены на три группы: федеральные, республикан­ские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязатель­ном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республи­ки и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким) — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вме­шательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как и то и другое влияет на экономику.

Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способ­ность общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инф­ляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту со­вокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противополож­ном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпри­нимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они — за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто прав, экономическая на­ука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая актив­ность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению националь­ного производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уров­не даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название «кривая Лаффера» (рис. 19.1).

Рис. 19.1. Кривая Лаффера

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка r1 = 100%, то никто не будет заинте­ресован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, r0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подо­ходного налога, достигнет максимума R1 (точка М). Попытки повы­сить налоговые ставки приведут к снижению R() (точка N). Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальны.

Налоговая система любой страны, в том числе и РФ, подвержена изменениям. Так, с 1 января 2001 г. в России введен единый соци­альный налог. Он зачисляется в государственный внебюджетный фонд и заменяет собой совокупность взносов в Пенсионный фонд РФ, в Фонд обязательного медицинского страхования РФ, в Фонд соци­ального страхования РФ и Государственный фонд занятости, который ликвидируется. Справедливости ради отметим, что данное решение подверглось критике в обществе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: