Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Теории внешней торговли, определяющие международную специализацию стран на основе монопольных преимуществ фирм по производству отдельных товаров




Теория внутриотраслевой торговли. (или внутриотраслевой специализации)

Современной модификацией теории сравнительных издержек

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо.

ТЕМА 2: Теории международной торговли

1.Теория абсолютных преимуществ А.Смита.

Мировая торговля является наиболее распространенной формой мировых отношений.

Значительный интерес представляет изучение как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принцип оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене.

Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними торговым балансом.

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен – мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые стремятся к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров.

Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке.

Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар.

Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами – экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, сахар) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Международная торговля возникла задолго до появления каких либо теорий. Но на определенной стадии ее развития невозможно не учитывать во внешнеэкономической политике теории торговли, которых придерживались во всем мире. Теории торговли давали теоретическое обоснование преимуществ международной торговли, давали ответы на вопросы, почему ей придавалось столь важное значение, все ли страны могут участвовать в международной торговле или только страны с достаточно высоким технологическим уровнем.




Теории торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков и т.д.

Все теории, объясняющие участие стран в международной торговле, делятся на две основные группы.

К первой группе относятся те, которые исходят из благоприятных условий формирования издержек производства и складывающихся в результате этого низких цен товаров при их продаже на мировом рынке.

Иными словами, эти теории участия стран в МРТ ориентируются на конкурентоспособность товаров, реализуемых на внешнем рынке. Они называются классическими или неоклассическими.

Ко второй группе относятся теории развития МРТ которые исходят из наличия у стран факторов, обеспечивающих денежную реализацию товаров на мировом рынке не вследствие низкого уровня издержек производства и соответствующих мировых цен, а благодаря монопольным условиям – новизне продаваемого товара, его уникальности и т.д.

Рассмотрим некоторые из теорий, относящихся к первой группе.

Теория абсолютных преимуществ А.Смита. До А.Смита в экономической литературе господствовала школа меркантилистов. Её представители (Томас Мэн, Антуан Монкрентьен) отстаивали, что страна должна продавать как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Такая политика приводит к тому, что в стране будет накапливаться золото, которое в то время отождествлялась с богатством.

Меркантилисты не замечали, что если такую же политику будут проводить все страны, то на внешнем рынке не окажется покупателей.



В противоположность меркантилистам Адам Смит утверждал, что для страны выгодной является не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке. Суть его теории заключается в том, что в разных странах товары производятся с разными издержками производства, поэтому цены товаров разные, что и создают возможность одни товары экспортировать за границу с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, нежели производить дома. Экспортировать товары с низкими издержками производства, а импортировать те товары, на которые внутри страны делаются большие затраты.

Ситуацию абсолютного преимущества какой-то страны в издержках производства какого-то товара можно изобразить на схематическом примере внешнеэкономических отношений Англии и Португалии

Англия Португалия
1 бочку вина производят 120 чел. 1 бочку вина производят 80 человек
1 рулон сукна – 70 чел. 1 рулон сукна – 90 человек

В этом гипотетическом примере Англия обладает абсолютным преимуществом в издержках производства при выпуске сукна, а Португалия – при изготовлении вина.

В этой ситуации Англии следует специализироваться на производстве сукна и обменивать его на португальское вино, а Португалии целесообразно производить только вино и менять его на английское сукно. В результате взаимного обмена обе страны выигрывают: Англия сэкономит труд 50 человек на отказе от изготовления вина, а Португалия – 10 человек на отказе от изготовления сукна.

Сэкономленные каждой страной ресурсы могут быть использованы для организации новых видов производства с целью удовлетворения возросших потребностей населения.

Таким образом, выводы о разделении труда на основе специализации хозяйственной деятельности А.Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек). Теория абсолютного преимущества раскрыта А.Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.). книга эта вышла до промышленного переворота. В то время ему трудно было представить, что разрыв в уровне ПС может сократиться, что отдельные страны не будут иметь абсолютного преимущества в производстве ни по каким товарам.

В других случаях некоторые страны могут иметь абсолютные преимущества в производстве по всем товарам. Выгодна ли в таких случаях вести внешнюю торговлю тем и другим странам.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Давид Рикардо в своей книге «Начало политической экономии и налогообложения» (1817 г.) дополнил и развил взгляды А.Смита, создав теорию относительных преимуществ (теорию сравнительного преимущества).

Ситуацию сравнительного преимущества какой-то страны в издержках производства определенного товара можно представить на схематическом примере внешнеэкономических отношений все тех же стран: Англии и Португалии.

Англия Португалия
1 бочку вина производят 120 чел. 1 бочку вина производят 80 человек
1 рулон сукна – 100 чел. 1 рулон сукна – 90 человек

В отличие от предыдущего примера Д. Рикардо исходит из ситуации абсолютного преимущества в издержках производства Португалии над Англией по обоим товарам.

В этой ситуации Португалии не стоило бы торговать с Англией, т.к. Португалия превосходит Англию по экономическим параметрам в производстве не только вина, но и сукна.

Но это совсем не так. Д.Рикардо развил дальше теорию А.Смита, введя положение о сравнительном преимуществе в издержках производства. Суть этой теории состоит в том, что международная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, то есть не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом.

Вполне достаточно, по мнению Д.Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нас есть сравнительные преимущества, то есть чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Теперь рассмотрим действие принципа сравнительных преимуществ (издержек) в международной торговле на данном примере.

В приведенном выше примере Португалия изготовляет сукно с меньшими затратами, чем Англия, но ей есть все же смысл не производить сукно, а обменивать его у Англии на вино.

Дело в том, переместив труд и капитал из производства сукна в виноделие – отрасль, в которой она имеет большие абсолютные преимущества перед Англией, Португалия обменяв вино на сукно сэкономит труд 10 человек. Этот обмен будет выгоден и для Англии, т.к. сосредотачивая свои усилия на производстве сукна, она может в обмен на сукно получить определенное количество вина, затрачивая труд не 120 человек, а лишь 100, и экономит таким образом труд 20 чел.

Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинаковая для всех профессий; игнорирования различий в уровне зарплаты между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.

Если предположить, что зарплата в обеих странах различна, то как указывали последующие экономисты – сторонники теории Д. Риккардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. Например, если уровень зарплаты в Португалии вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по-прежнему получит выгоду, но уже не в два, а в 4 раза меньше, чем Англия, т.е., у последней эта выгода будет уже не в два, а в 4 раза больше. Это не сложно подсчитать, если условно определить годовую зарплату в Португалии – в 1000 фунт стерлингов, а зарплата в Англии – в 2000 фунт стерлингов.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства, основоположниками которой является два шведских экономиста Эли Хекшер (Гекшер) и Бертил Олин (Улин). Эта теория наиболее полно изложена в книге Олина «Межрегиональная и международная торговля» 1933 г. (Теория факторов производства Хекшера-Олина).

Эта теория основывается на тех предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Адама Смита и Давида Риккардо, которые опирались на ТТС, при ответе на вопрос, какие товары следует экспортировать. Основное различие состоит в том, что исходит из наличия не одного, а двух факторов производства.

Основная идея Хекшера-Олина звучит следующим образом: «Страна имеет сравнительные преимущества в производстве того товара, который использует более интенсивно изобильный для данной страны фактор».

В соответствии с теорией Хекшера-Олина товары имеют разную фактороемкость: одни требуют для своего производства больше труда (трудоемкие товары), другие больше капитала (капиталоемкие).

Если в стране много трудовых ресурсов, то труд там будет дешев и наоборот. То же самое и с капиталом. Поэтому каждая страна будет стараться экспортировать те товары, на производство которых расходуется дешевый фактор.

Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда – заработная плата.

Следовательно, богатая трудом страна обладает преимуществом в производстве трудоемкого капитала, а богатая капиталом соответственно – капиталоемкого. Разная обеспеченность стран факторами производства создает, таким образом, стимул к специализации и торговле.

Теория Хекшера-Олина охватывала более широкий круг проблем (по сравнению с предыдущими теориями). Она рассматривала разделение труда не только между промышленно развитыми странами, но также и между развитыми странами, с одной стороны, и слаборазвитыми – с другой стороны. В результате теория Хекшера-Олина получила широкое распространение и впоследствии западные специалисты по МРТ отталкивались именно от нее, а развитие неоклассической теории внешней торговли почти полностью свелось к совершенствованию идеи Хекшера-Олина.

Одна из наиболее значительных ее модификаций связана с именем родоначальника школы неоклассического синтеза П.Самуэльсона, который доказал в 1953 г. теорему о выравнивании цен на факторы производства. Суть его теоремы состоит в следующем.

Под воздействием международной торговли относительные цены на товары, участвующие в мировом товарообороте, имеют тенденцию к выравниванию. Это приводит и к выравниванию соотношения цен на факторы производства, используемые при создании этих товаров в различных странах.

В соответствии с теоремой Хекшера-Олина-Самуэльсона участие в международной торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитом в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены – зарплаты.

В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту зарплаты. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обуславливает уменьшение его цены – процентной ставки.

В соответствии с теорией соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяет структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах относительно более капиталоемких, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары, а в импорте – трудоемкие. И наоборот.

Теория соотношения факторов производства многократно подвергалась эмпирическим проверкам путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам.

Наиболее известное исследование такого рода было осуществлено в 1954 г. известным американским экономистом российского происхождения В. Леонтьевым, который проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 и 1951 гг.результаты его анализа показали, что в полном противоречии с неоклассической теорией такая богатая капиталом страна как США экспортирует трудоемкую продукцию, а импортирует капиталоемкую.

В. Леонтьев определил соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн.долл. и такого же по стоимости объема импорта. Американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «Парадокс Леонтьева».

В экономической литературе существуют различные объяснения парадокса В. Леонтьева. Как сторонники теории Хекшера-Олина, так и сам В.Леонтьев не признали дискредитации неоклассической концепции международной торговли.

Наиболее убедительным объяснением парадокса В. Леонтьева является то, что США раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу. Высокая квалификация, по мнению В.Леонтьева, - тот же капитал. Значит, экспортируемые из США трудоемкие товары оказывается, на самом деле, капиталоемкими.

Все это послужило основой для возникновения модели «квалификации рабочей силы» - американский экономист Д.Кисинг. эта модель является дальнейшей модификацией и усовершенствованием учения Хекшера-Олина.

В соответствии с этой моделью в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Экономисты этого направления утверждают, что относительное изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда, а изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых необходима невысокая квалификация.

Квалифицированный труд в качестве изобильного фактора влияет на цену товара, но надо брать его не изолированно, а в сочетании с высокой или низкой интенсивностью затрат капитала.

На западе распространена также теория МРТ, опирающаяся на принцип масштабного производства (амер.экономист Хафбауэр, бельгийский экономист Дризе) или модель «экономия за счет масштабов производства».

В соответствии с этой теорией в качестве фактора международной специализации стран выступает экономия издержек на единицу продукции, которая возникает при увеличении масштабов производства до оптимальных размеров.

Авторы этой модели полагают, что лишь в крупных странах, с емким внутренним рынком должны быть размещены производства, дающий экономический эффект при увеличении масштабов производства.

А на какой же основе должно строиться разделение труда между крупными и малыми промышленно развитыми странами?

Малые страны преодолевают относительную узость внутренних рынков и высокие таможенные барьеры других стран, специализируясь на производстве сравнительно небольшой номенклатуре изделий машиностроения и продуктов химии, черной металлургии, которые имеют повышенный спрос на мировом рынке, несмотря на высокие продажные цены.

К примеру, Швейцария выпускает часы и медицинское оборудование, Швеция – автомобили, Бельгия – уникальные промышленные станки, занимая на рынках этих товаров прочные позиции.





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 1097; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10064 - | 7731 - или читать все...

Читайте также:

 

3.81.73.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.