Тема 15. Стратегия развития предприятия

  • Сущность стратегии предприятия.
  • Основные виды стратегий.

Стратегия фирмы представляет собой научно-обоснованный способ достижения и поддержания ею в долгосрочном периоде конкурентных преимуществ, высоких рыночных позиций, роста прибыли, эффективности и устойчивости развития на основе формирования и использования научно-технического потенциала, человеческого капитала и инноваций.

Для построения стратегии необходимы:

• создание модели будущего фирмы, ее позиционирования на рынках по отношению к конкурентам, четкая формулировка комплекса стратегических целей;

• инновационные идеи, концепция и общая политика ее развития;

• разработка внутренних ценностей и ключевой идеологии фирмы;

• определение главных направлений ее развития;

• выбор ключевых критериев оценки эффективности, устойчивости и динамики развития;

• определение видов и масштабов деятельности, продуктов и рынков сбыта;

• способы создания и подержания устойчивых конкурентных преимуществ;

• точное определение вариантов потребностей в ресурсах и эффективности их использования, методы оптимизации распределения ресурсов и стратегических инвестиций;

• системная интеграция основных видов деятельности фирмы и обеспечение развития фирмы как целостной системы;

• решение проблем мотивации персонала, развитие лидерства и умения работать в командах;

• разработка систем управления реализацией стратегии и стратегического контроля.

Стратегическое управление (СУ) единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.

Стратегическая цель - цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

Ситуация конкурирования – ситуация, при которой несколько сопоставимых по возможностям конкурентов преследуют схожую (конкурентную) цель.

Стратег – руководитель, имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии. Современные руководители и менеджеры должны владеть методами стратегического менеджмента. Сегодня каждая успешная компания разрабатывает собственную систему стратегического менеджмента, непрерывно ее совершенствует, инвестирует в нее большие средства, рассматривая ее как важную часть своего неосязаемого капитала — интеллектуальных активов.

Причины неудач многих российских фирм в первую очередь находятся в слабости их стратегического менеджмента, ориентации на краткосрочные результаты. В то же время современная мировая рыночная среда становится все более агрессивной, уровень конкуренции в ней непрерывно растет.

2. Стратегия – важнейший базовый элемент стратегического менеджмента. Разработка и внедрение стратегии является основным продуктом стратегического менеджмента. Существует множество различных стратегий компании, производства, разработки продуктов фирмы. Для ориентации в этом множестве стратегий необходимо их классифицировать.

По уровням иерархической структуры компа нии все стратегии разделяются на четыре группы:

1. Главная, или общекорпоративная, стратегия. Стратегия развития компании в целом.

2. Стратегии бизнес-единиц, или стратегии на уровне бизнеса (СБЕ —стратегическая бизнес-единица).

3. Функциональные стратегии, их также называют обеспечивающими.

4. Стратегии команд, рабочих групп и работников, от которых зависит
стратегический процесс фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: