Российская демократия на перепутье

Победа демократических сил в августе 1991 г. открывала путь для

продолжения реформ политической системы в Российской Федерации. Однако

политические силы, пришедшие к власти в результате августовских событий, не

могли или не захотели воспользоваться этой возможностью. В обстановке

эйфории первых месяцев дело ограничилось запрещением деятельности КПСС,

упразднением некоторых высших управленческих структур, заменой руководителей

силовых министерств. На местах мало что изменилось. Представители

партноменклатуры, секретари обкомов, райкомов и т. д. еще до путча и после

него во многих регионах "пересели" в кресла руководителей Советов, других

властных структур, возглавили новые хозяйственные организации - банки, СП,

акционерные общества.

Без изменений остались и представительные органы РФ в центре и на

местах. Хотя было ясно, что депутатский корпус, сформированный в период

безраздельного господства КПСС, не отвечал новой обстановке и тем задачам,

которые предстояло решать. В политику и к руководству почти не пришло новых

людей, не связанных в прошлом с партноменклатурой [Картина и сегодня

остается такой же. По данным института социологии РАН, в составе правящей

политической элиты РФ представителей старой номенклатуры насчитывается: в

регионах - 83%, в президентских структурах - 75%, в правительстве - 74%, в

парламенте - 60%. (См. Известия. 1994. 18 мая).]. Мощная поддержка

руководства РФ со стороны значительной части населения в дни августовского

путча не была в последующем трансформирована в какие-то эффективные

организационные формы. Очевидная непоследовательность президента,

руководителей демократического движения "сработала" в пользу противников

реформ. Сказывалось отсутствие демократических традиций, опыта работы в

новых посткоммунистических условиях, да и готовности населения к восприятию

демократии. Консервативные силы быстро консолидировались и развернули

активную работу по привлечению на свою сторону той части населения, которая

оказалась в наиболее трудном положении после либерализации цен. Снова и все

более решительно стали звучать лозунги в защиту социализма, восстановления

Советского Союза, откровенные призывы к устранению "оккупационного

правительства" и президента. Очень скоро эти силы стали доминирующими и в

Верховном Совете, и на Съезде народных депутатов.

Такое развитие событий сделало неизбежным дальнейшее обострение

политической борьбы. Все это происходило в условиях быстро меняющегося

соотношения сил, дальнейшего развития многопартийности. Политическая палитра

российского общества становилась все более сложной, многообразной.

Достаточно сказать, что к середине 1993 г. было зарегистрировано более 30

политических партий, а к концу этого года - уже около сотни.

Большинство партий РФ остаются малочисленными. Среди наиболее крупных -

Демократическая партия России (ДПР). На IV съезде ДПР (декабрь, 1992)

сообщалось, что в ее рядах 50 тыс. человек. Партия проделала определенный

дрейф влево, отойдя от заявленной классической идеологии либерализма как

своей политической платформы. Численность ее сократилась; внутри партии

наблюдаются острые разногласия [Известия. 1992. 23 декабря; Независимая

газета. 1992. 22 декабря.]. Самой большой по численности стала воссозданная

(после решения Конституционного суда) на своем II

восстановительно-объединительном съезде в феврале 1993 г. Коммунистическая

партия РФ (лидер Г. Зюганов). Она объединила многие коммунистические

организации и партии, существовавшие в РФ после распада КПСС, и насчитывает

в своих рядах, по заявлению руководителей, 400 - 500 тыс. членов. Партия

воссоздана, по сути, на прежней коммунистической платформе, хотя и сделала

определенный дрейф в сторону национал-патриотизма. Своей задачей она ставит

приход к власти [Литературная газета. 1993. 17 февраля; Аргументы и факты.

1993. № 7.]. На выборах во вторую Государственную Думу КПРФ получила

большинство голосов. Во втором туре выборов Президента Российской Федерации

Г. А. Зюганов набрал более 40% голосов и уступил лидерство Б. Н. Ельцину.

Малочисленные партии насчитывают в своих рядах от нескольких сот до

нескольких тысяч членов. Они не имеют широкой социальной базы и остаются

пока "верхушечными" партиями. Это: Социал-демократическая партия России;

Конституционно-демократическая партия (кадеты); Крестьянская партия;

Народная партия; партия экономической свободы и др.

Малочисленность, отсутствие широкой поддержки в массах, потребности

обостряющееся политической борьбы заставляют партии вступать в различные

объединения. Среди них: объединение "Демократический выбор", выступившее за

последовательное проведение реформ; парламентский блок "Российское

единство", выступивший против реформ. Все более активно стал действовать

Фронт Национального Спасения (ФНС), вокруг которогб сгруппировались часть

прокоммунистических, национал-патриотических сил и другие противники курса

российского руководства. Среди непримиримой оппозиции этому курсу Российский

Общенародный Союз, Союз офицеров и ряд других организаций и движений. На

центристские позиции претендует Гражданский Союз (лидеры А. Вольский и А.

Владис-лавлев). С начала 1993 г. активизировала свою деятельность

"Демократическая Россия".

Перестало быть "монолитным" профсоюзное движение. Наряду с

"официальной" Федерацией Независимых профсоюзов (ФНП) были созданы и активно

действуют в поддержку реформ независимые профобъединения - Независимый

профсоюз горняков, профсоюз транспортников, авиадиспетчеров.

При таком внешнем многообразии политических партий, многослойности

общественных движений и объединений политическая борьба развернулась по сути

между двумя "суперпартиями": с одной стороны - те, кто объединился вокруг

президента и делает ставку на успех в осуществлении политических и рыночных

реформ, с другой - те, кто сгруппировался вокруг Верховного Совета и сделал

ставку на провал курса "президентской команды".

Борьба этих двух "суперпартий" постоянно держала общество в напряжении.

Каждая из сторон стремилась "перетянуть одеяло на себя". Президиум ВС и его

спикер Р. Хасбулатов явочным порядком расширили свои полномочия, выходя за

рамки установленного законом регламента. Используя меха-. низм внесения

поправок в Конституцию, представительная власть стремилась сосредоточить в

своих руках все больше властных полномочий. В свою очередь, президент часто

не согласовывал свои действия с Конституцией и почти столь же часто вынужден

был их дезавуировать. Ситуация складывалась патовая и постоянно таила в себе

угрозу установления диктатуры одной из сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: