double arrow

Переход к рыночной экономике


Начало радикальных экономических реформ.

28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов России Президент Б.Н. Ельцин выступил с программой глубоких экономических преобразований.

Она включала:

отпуск цен на большинство видов продукции,

ослабление государственного контроля над экономикой,

приватизацию жилья, промышленных, торговых и прочих предприятий.

Видеофрагмент.

Реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. На первом этапе стояла задача привести в соответствие платежеспособный спрос и предложение.

Решениями съезда для проведения реформы Президенту было дано право самостоятельно формировать правительство и издавать указы, имеющие силу закона. Ельцин стал главой правительства, его вице-премьерами были назначены Г.Э.Бурбулис, Е.Т.Гайдар, и А.Н.Шохин.

Реформа начиналась в максимально неблагоприятных условиях:

глубокий экономический кризис,

развал внутрихозяйственных связей,

развал системы управления,

большой внешний долг,

реальная угроза этнических конфликтов.

В январе 1992 г. в стране были введены свободные цены и свобода торговли. В течение нескольких месяцев макроэкономические показатели экономики улучшились (преодолен дефицит государственного бюджета, восстановлено соответствие между денежной массой и товарным предложением). Однако резко упали доходы и обесценились накопления основной массы населения. В промышленности и сельском хозяйстве продолжалось падение производства. Это вело к росту социального недовольства и расширению политической оппозиции курсу реформ.

На УП съезде народных депутатов в декабре 1992 г. с резкой критикой реформ выступил председатель Верховного Совета России Р.И Хасбулатов, Под давлением депутатов Президент был вынужден отправить в отставку правительство Гайдара. Председателем правительства стал В.С. Черномырдин.

Приватизация.

В конце 1992 г. началась широкая приватизация государственной собственности. При проведении приватизации предполагалось достижение следующих целей:

закрепление прав всех граждан России на приватизируемое имущество;

создание в России класса собственников, за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;

использование средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.

Каждый гражданин России получал свою долю государственной собственности, закрепленную в специальном чеке – ваучере, номинальная цена которого была приравнена с 10 тысячами рублей. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия, или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг.

На практике чеки стали инструментом концентрации капиталов. Многочисленные фонды, обещавшие дивиденды, обманули вкладчиков. Углубление дифференциации в обществе усиливало социальную напряженность и обостряло политическую обстановку в стране.

2. Формирование новой политической системы

Конфликт между Президентом и Верховным Советом

Экономическая ситуация оказывала решающее влияние на позиции и расстановку политических сил. Негативные последствия реформ привели к формированию оппозиции Президенту на съезде народных депутатов и в Верховном Совете. Формально противоречия между законодательной и исполнительной властью были заложены в Конституции, где недостаточно четко определялись полномочия различных ветвей власти.

В марте 1993 г. противоречия между Президентом и представительной властью усилились. Президент заявил о возможности роспуска Съезда народных депутатов. В ответ 28 марта внеочередной Съезд народных депутатов предпринял попытку импичмента, но для отставки Президента не хватило нескольких голосов депутатов. Съезд был вынужден согласиться на проведение референдума с вопросами о доверии к Президенту и Съезду народных депутатов, а также о доверии к экономическому курсу, осуществляемому правительством. Результаты референдума свидетельствовали о желании граждан страны поддержать Президента и проводимый им курс и, с другой стороны, сохранить Съезд и Верховный Совет Российской Федерации.

Политический конфликт выходил за рамки парламентских дискуссий. В Москве шли демонстрации сторонников и противников Президента Ельцина. 1 мая 1993 г. в ходе первомайской демонстрации произошли массовые беспорядки.

Разгон Верховного Совета и Съезда народных депутатов

20 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и объявил о проведении референдума по проекту Конституции и выборах в новые представительные органы власти. В ответ Верховный Совет и срочно собранный Съезд народных депутатов обвинили Президента в нарушении Конституции и, вместе с Конституционным Судом, признали его действия незаконными. Съезд народных депутатов объявил об отрешении Президента Ельцина от его должности и провозгласил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Было сформировано альтернативное правительство.

Страна оказалась перед угрозой двоевластия. Власти блокировали «Белый дом», где заседал съезд. Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик. 3 – 4 октября в Москве начались массовые беспорядки. Сторонники Съезда захватили здание московской мэрии, попытались взять штурмом телецентр в Останкино. В результате беспорядков были многочисленные жертвы.

Для подавления мятежа в центр Москвы были двинуты войска. Здание Верховного Совета было захвачено, руководители арестованы. Видеофрагмент.

Разгон съезда народных депутатов привел к изменению всей системы органов власти. Повсеместно были упразднены Советы.

Конституция 1993 г. и новая расстановка политических сил

Для преодоления политического кризиса были проведены выборы в новые органы законодательной власти, а также референдум по проекту новой Конституции. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепилапринципы государственного устройства нового российского государства. Принятие новой Конституции стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране.

Противоречия между законодательной и исполнительной властью не были преодолены. Однако Государственная дума и представленные в ней политические силы обязаны были действовать в конституционных рамках, что исключало возможность применения непарламентских форм борьбы, таких как организация массовых беспорядков.

На выборах в Государственную думу в декабре 1993 г. пропрезидентский блок «Выбор России », возглавляемый Е.Т. Гайдаром, получил лишь около 15% голосов. Государственная дума оказалась такой же оппозиционной, как и распущенный Верховный Совет. В итогах выборов проявилась нараставшая усталость общества от тягот экономических реформ, которые ассоциировались с правительством Гайдара.

На следующих выборах 1995 г. новый пропрезидентский блок «Наш дом - Россия» набрал еще меньше голосов.

Выборы Президента летом 1996 г., стали серьезным испытанием для политической конструкции государства, определенной Конституцией 1993 г.

3. Попытки экономической стабилизации.

Второй этап приватизации и снижение инфляции

С начала 1994 г. правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.

С июля 1994 г. начался второй – денежный этап приватизации, направленный на привлечение средств в промышленность. Однако из-за хронического отсутствия средств в бюджете, государство использовало денежную приватизацию для «латания» бюджетных дыр, вместо того, чтобы инвестировать в индустрию.

Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности и появление класса собственников в стране.

В 1994-1995 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Росла зарплата рабочих и служащих.

Положение в сельском хозяйстве продолжало оставаться сложным.

С 1995 г. до лета 1998 г. Российская экономика находилась в фазе депрессии. Эта фаза, пришедшая на смену кризису, характеризовалась усилением государственного контроля над финансами, сокращением инфляции, относительно стабильным курсом рубля. Обратным результатом этих мер были многомесячные задержки заработной платы бюджетникам и пенсий для пенсионеров, недофинансирование государственных расходов.

Август 1998 г.: дефолт.

С 1995 г. наметилась долговременная перспектива снижения мировых цен на нефть – один из важнейших российских экспортных товаров. Ухудшилась собираемость налогов. Отсутствие необходимых средств в казне правительство пыталось восполнить за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств (ГКО-ОФЗ).

Нараставшая катастрофа маскировалась потоком заявлений об экономической стабильности и о надежности рубля. В действительности продолжался спад производства, увеличивался бюджетный дефицит, значительной статьей которого было обслуживание долга.

Эти факторы совпали с финансовым кризисом в ряде стран Дальнего Востока, что спровоцировало в августе 1998 г. тяжелый экономический кризис. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк объявили о фактическом банкротстве страны. С 17 августа 1998 г. был объявлен мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов и страховых платежей по ним.

Одновременно с этим Центробанк отказался от поддержки прежнего курса рубля, что привело к его обвалу. Неопределенность валютного курса спровоцировала рост цен и приостановку экспортно-импортных операций. За этим последовал тяжелейший банковский кризис.

Осложнилось внешнеэкономическое положение страны. Возникли серьезные трудности с получением займов от Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций.

Выход из кризиса

Крах финансовой системы страны и обвал курса рубля имел ближайшие и более отдаленные следствия. Ближайшие последствия достаточно очевидны и в абсолютном большинстве – негативны. Реальная заработная плата упала, сократился товарооборот, выросло число безработных.

Вместе с тем падение курса рубля объективно стимулировало промышленность страны, сделало ее более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Резкий рост цен на импорт заставил потребителей выбирать отечественные товары. Снижение себестоимости продукции, вследствие девальвации рубля, сделало российские товары – сталь, трубы, цветные металлы и др. покупаемыми на мировом рынке.

Это привело к росту промышленного производства в стране.

4. Укрепление системы государственного управления

Поиски преемника.

Экономические трудности усугубляли политическую ситуацию в стране. Сложность политической обстановки обуславливалась болезнью Президента Ельцина, падением его популярности, отсутствием поддержки в Государственной Думе, «министерской чехардой». В 1998-1999 гг. на посту председателя Правительства сменилось пять человек.

Резко осложнилась обстановка на Северном Кавказе. Чеченские военные формирования совершили нападения на Дагестан, возросла террористическая активность боевиков. Стал очевидным провал Хасавюртовских договоренностей между федеральной властью и лидером чеченских сепаратистов Масхадовым летом 1996 г. В политической атмосфере страны явственно нависло ожидание новых выборов. В случае досрочного ухода Президента в отставку по состоянию здоровья его должен был заменить, впредь до новых выборов, премьер-министр. Таким образом, Председатель Правительства становился не только преемником Президента, но и одним из самых перспективных кандидатов на президентский пост.

Утвержденный председателем правительства в августе 1999 г. В.В. Путин активизировал действия федеральных сил на Северном Кавказе: чеченские боевики были вытеснены из Дагестана, развернулись боевые действия против сепаратистов на территории Чечни. Это способствовало росту популярности нового премьера.

Очередные выборы в Государственную Думу в декабре 1999 г. впервые за время ее существования обеспечили большинство проправительственному и пропрезидентскому блоку.

31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин заявил о своем досрочном уходе с поста Президента. Исполняющим обязанности Президента России до выборов стал Путин.

26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В деятельности нового политического руководства страны определились следующие приоритеты:

укрепление вертикали власти;

продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х 90 –е гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую была раскоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль.

Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Были приняты другие документы, способствовавшие укреплению вертикали власти, развитию местного самоуправления.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган – Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли изменения в порядке комплектования Совете Федерации. Все эти меры позволили выстроить достаточно работоспособную систему государственного управления в Российской Федерации.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство осуществляет курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. С 2000 г. впервые со времени перестройки страна имеет бездефицитный бюджет. Это позволяет выплачивать внешний долг, не прибегая к новым заимствованиям.

Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье – нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта – позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золотовалютных ресурсов Центробанка. Наметился рост промышленного и сельскохозяйственного производства.Свидетельством широкой поддержки политики, осуществляемой президентом В.В. Путиным, стали итоги выборов президента, состоявшиеся в марте 2004 г. За кандидатуру действующего президента проголосовало свыше 70% избирателей страны.


Сейчас читают про: