ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Преобразование социально-экономической системы невозможно без глубоких
политических реформ. Это подтверждает опыт перехода Испании, Португалии и
некоторых других стран от тоталитарной системы к современному
демократическому обществу.
Реформирование нашей политической системы не означает, что мы должны
скопировать чей-то образец политического устройства. Речь идет о другом. При
всех недостатках политической системы развитых западных государств в течение
длительного времени формировались, отрабатывались принципы ее
функционирования, которые обеспечивают достаточную устойчивость политических
институтов и общественную стабильность. Эти принципы дают возможность
разрешать социальные конфликты, не доводя их до катаклизмов, способных
разрушить все общественное здание. Они создают определенную гарантию от
установления диктаторских режимов. Надо суметь приложить эти апробированные
принципы к конкретным российским условиям с учетом всего исторического опыта
и традиций России. Задача усложняется и тем, что этот переход нам предстоит
совершить в стране, где в течение 70 с лишним лет существовала одна из самых
жестких в истории человечества тоталитарных систем.
Политические реформы в наших условиях предполагают поэтому решение
двуединой задачи: полный демонтаж тоталитарной системы, строительство
правового государства и гражданского общества. И первой задачей на этом пути
должен был стать демонтаж тоталитарной системы. Советский вариант этой
системы характеризовался прежде всего тем, что реальная власть в стране
принадлежала не конституционным органам, а КПСС в лице Политбюро и ЦК и
осуществлялась через партийные структуры, жестко встроенные во все
государственные, хозяйственные, общественные и другие органы. Политбюро и
партия полностью контролировали такие решающие рычаги власти, как армия и
правоохранительные органы, судебная система, а также всю духовную жйзнъ
общества; исключался любой намек на политический или идеологический
плюрализм; всякое инакомыслие подавлялось.
Основная цель перестройки политической системы - формирование правового
государства, когда будут обеспечены приоритет личности, верховенство закона
и равенство всех перед законом, гарантированы права и свободы каждому
человеку. Среди принципов правового государства особое значение имеет
принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. К
этому принципу европейская цивилизация пришла не сразу, а сейчас он является
важнейшим в политической системе развитых государств. Он создает
определенную гарантию от сосредоточения власти в руках одного органа,
обеспечение прав личности. В этом отношении принцип разделения властей
несовместим с принципом "всевластия Советов", под. "крышей" которых в нашей
стране осуществлялась безраздельная власть КПСС.
Что было сделано по реализации реформы политической системы за 1985 -
1996 гг? Как и в экономике, в сфере политической был провозглашен курс на
"перестройку". Руководство страны пыталось, несколько подновив фасад
системы, сохранить в незыблемости руководящую и направляющую роль КПСС, ее
монополию на власть, Важным элементом политической жизни в это время стала
постепенно расширяющаяся гласность. Она способствовала возрождению
гражданского достоинства советских людей, росту политической активности
значительной части народа. В обществе все более усиливались требования
перехода власти от партаппарата к законно избранным народом органам.
В этой обстановке руководство КПСС пошло на ряд изменений
конституционного характера. Под растущим давлением общественности, в том
числе значительной части коммунистов, была отменена 6 статья Конституции
СССР, закреплявшая монополию КПСС на власть. Фактическое положение дел в
сфере властных структур осталось прежним, тем не менее отмена этой статьи
имела важное формально-юридическое значение.
Были приняты новые законы о выборах народных депутатов СССР, республик
и местных советов. Однако эти законы по-прежнему обеспечивали доминирующую
роль КПСС в представительных органах (особый порядок выборов депутатов от
КПСС, комсомола и других общественных организаций). Впервые за 70 лет были
проведены свободные выборы народных депутатов. В состав депутатского корпуса
на союзном и местном уровнях впервые было избрано значительное количество
представителей демократических сил, не поддерживаемых компартией.
Изменения затронули и структуру высших законодательных органов страны.
Таковыми стали: Съезд народных депутатов СССР - высший законодательный
орган; Верховный Совет СССР, формируемый съездом и являющийся постоянно
действующим. Был также создан Комитет Конституционного надзора - новый для
нас орган, призванный следить за соблюдением Конституции. Был учрежден
институт президентской власти. Президент наделялся широкими полномочиями и
должен был избираться путем всенародного голосования. Однако было сделано
исключение, и первого Президента СССР (как оказалось, и последнего) избрал
третий Съезд народных депутатов. Им стал М. С. Горбачев, сохранивший за
собой и пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
Помимо этих изменений, был принят ряд очень важных и в делом
прогрессивных законов: Закон об общественных объединениях и организациях,
легализовавший многопартийность и политический плюрализм; Закон о средствах
массовой информации, призванный обеспечить реализацию права человека на
получение объективной информации; Закон о свободе совести, который вернул
советским людям одно из важнейших и неотъемлемых прав человека и установил
после более чем 70-летнего перерыва отношения государства с религией,
принятые в цивилизованном обществе; Закон о въезде и выезде советских
граждан; Декларация прав человека и ряд других актов. С принятием этих
законов советское законодательство о правах и свободах личности постепенно
приводилось в соответствие с нормами Декларации ООН о правах человека и
другими международными актами, давно уже подписанными Советским Союзом, но
по существу во многом не выполнявшимися. Названные изменения - первые шаги
по демонтажу тоталитарной системы и строительству правового государства.
Однако главные рычаги власти по-прежнему оставались у
партийно-государственной номенклатуры. Ей принадлежало определяющее слово в
решении государственных, экономических, кадровых и иных вопросов; сохранялся
контроль партноменклатуры над КГБ, МВД, армией. Усилилась роль руководства
ВПК и в целом - р-уководства промышленности и АПК, то есть реальных
обладателей собственности на средства производства. Развернулся еще один
важный, с точки зрения удержания реальной власти в случае перехода к
рыночной экономике, процесс - стала осуществляться "явочная" приватизация: в
1987 г. началось создание альтернативной - "комсомольской" экономики на базе
центров НТТМ; в 1988 г. в связи с упразднением отраслевых министерств,
главков, трестов и созданием на их основе концернов руководители
государственного и хозяйственного аппарата становились фактическими
распорядителями государственной собственности [Известия. 1994. 18 мая],
парткомитеты разных уровней стали соучредителями коммерческих банков, СП и
т. д.
По существу прежней осталась и роль КГБ. В его деятельности происходили
некоторые изменения: прекратились массовые преследования и репрессии (не то
состояние общества); были частично обнародованы архивные документы; стала
более открытой деятельность органов госбезопасности. Это ведомство, однако,
по-прежнему занимало особое положение в структуре политической системы. И
принятый Закон о государственной безопасности тем не менее исходил из
прежней концепции госбезопасности.
Государственная безопасность - необходимая структура в любом
государстве. Она выполняет важные функции по разведке и контрразведке,
борьбе с терроризмом и т. п. Но в цивилизованном обществе она находится под
жестким контролем государства, а не партии, как всегда было у нас. Кроме
того, в нашей стране функции КГБ выходили за пределы вышеозначенных. У нас
госбезопасность всегда была еще и политической полицией, следила за
умонастроениями советских граждан, вела борьбу с "инакомыслящими",
занималась всем, вплоть до оценки произведений литературы и искусства, и
определяла судьбу их авторов.
Все сделанное в этот период имело важное значение в осуществлении
демонтажа тоталитарного режима. Однако длительный и непростой путь
утверждения и развития демократии чреват не только естественными
сложностями, но и любыми неожиданностями. Старые структуры стремились любой
ценой удержаться у власти. Осталась нетронутой экономическая основа
тоталитарной системы. Сложнейшей была проблема преодоления наследия
сталинизма в психологии масс, десятилетиями насаждавшейся подозрительности,
нетерпимости, доносительства и т. п., глубоких деформаций в национальных
отношениях.