Варварский мир в Приднестровье

В конце VII — начале VI вв. до н. э. началась греческая колонизация Северного Причерноморья. Многие поселения греческих колонистов этого времени имели характер торговых факторий. В Северо-Западном Причерноморье крупными греческими городами стали Тира и Ольвия. Ольвия располагалась на правом берегу Днепровско-Бугского. Тира находилась на правом берегу Днестровского лимана. Тира была окружена другими греческими поселениями, составлявшими ее сельскую округу (хору). Вместе они образовывали античную греческую общину-государство (полис). Полис Тира управлялся народным собранием и городским советом. Со второй половины IV в. до н.э. город чеканит свою монету, сначала из серебра, потом из меди и золота, ведет широкую торговлю с соседними варварскими племенами и многими античными центрами. Контакты с греческими городами-колониями позволили местным племенам воспринимать достижения греков.

В I в. до н. э. начинается римская экспансия в Подунавье и Нижнее Приднестровье. Римляне установили свою границу по линии нижнего Дуная, а в начале I в. н. э. совершали походы за Дунай. После завоевания южнодунайских племен были покорены причерноморские греческие колонии. В это же время на Приднестровские земли оказывают давление и варварские племена. В середине I в. до н. э. геты разрушают Ольвию.

В 56 г. до н. э. римляне из завоёванных земель образовывают провинцию Нижняя Мёзия между устьями Днестра и Дуная, а в 57 г. н. э. вводят свой гарнизон в колонию Тира. Однако попытка римлян закрепиться в Нижнем Приднестровье оказалась неудачной. Лишь узкая полоска территории на юге у моря и Дуная удерживалась ими некоторое время (во II в. н. э. Тира входит в состав провинции Нижняя Мёзия), о чем свидетельствуют Верхний Траянов вал, остатки которого можно наблюдать в долине реки Ботна в окрестностях г. Бендеры.
В это же время в степях Северного Причерноморья появляются представители одного из самых крупных объединений, объединения сарматов-языгов. Но движение кочевых народов приостановилось на границе пока еще сильного Рима. Сарматы были истинно кочевой народ. Они жили лагерем, перевозя свое имущество туда, куда привлекали их лучшие пастбища или оттесняли враги. По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами». (Римский географ I в. н. э. Помпоний Мела).

Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную». (Корнелий Тацит).

Пребывание сарматов на территории Приднестровья в I — начале II веков подтвер-ждается археологическими находками (у сел Грушка, Окница, Подойма Каменского района, Красногорка и Токмазея Григориопольского района, близ г. Тирасполя, у сел Коротное и Парканы Слободзейского района, у села Мокра Рыбницкого района). За языгами следовали роксоланы, аланы и др.
В III в. в Северное Приднестровье вторгаются германские племена готов. С этими событиями согласуются сведения письменных источников о мощном союзе племен во главе с готами. Заняв Приднестровье готы разделялись на две основные группы: восточные, или остготы (остроготы, грейтунги) и западные, или вестготы (визиготы, тервинги). Днестр стал границей между остготским и вестготским племенными союзами. Тервинги занимали Нижнее Поднестровье и Подунавье. Новые племена положили конец сарматскому владычеству.

С приходом готов один за другим пали города Северного Причерноморья, прекра-тилась жизнь на многих античных поселениях. Первым самостоятельным князем вестготов является Атанарих (366 – 381). Трехлетняя война (366 – 369) Атанариха с Римской империей завершилась выгодным для вестготов миром.

В конце III-IV в. н. э., на землях к востоку от Карпат, сложился новый мощный племенной союз фракийцев, сарматов, готов, славян и других народов. Эти племена явились создателями Черняховской культуры, распространившейся от Карпат до Днепра. Число памятников черняховской культуры превосходит количество памятников предшествующих времен. В тоже время площадь этих памятников также увеличивается. Для Приднестровья типичны наземные жилые постройки на больших вытянутых площадях (например, поселение Кошница Дубоссарского района занимает 20 гектаров). Обязательно присутствие ям для зерна. Значительного развития достигли металлургия, ювелирное дело, гончарство, прядение и ткачество. Развитие черняховской культуры было прервано пришедшими с востока кочевниками – гуннами.

В конце IV в. н. э. гунны нанесли удар по населению Днестровско-Карпатских земель и уничтожили почти все черняховские поселения в этом регионе. О внезапности нападения и массовом уничтожении населения свидетельствуют клады монет и других сокровищ, зарытых жителями уничтоженных поселений. Около 375-376 гг. гунны разгромили остготов и напали на их западных соседей. Только Атанарих сделал попытку сопротивления. Однако в битве на берегах Днестра гунны разгромили вестготов. Часть готов во главе с Атанарихом ушла к Карпатам, другая переселилась в Подунавье, под защиту Римской империи, а третья вошла в состав гуннского племенного союза.

Чтобы понять, что происходило в те далекие времена нужно знать в каком отчаянном положении оказались остроготы к 375 году (этим годом историки датируют смерть Германариха). Разбросанные в степи готские поселки были бессильны против набегов гуннов. Сила гуннов возрастала, а готы несли большие потери от набегов и голода. Готам оставалось или отойти из степи в лес, или уйти к собратьям-везеготам. Этот новый союз готов позволял вместе отбиться от гуннов. Но дело в том, что между Днепром и Днестром жили уличи и тиверцы, которые, видимо, уже давно перестали пропускать готские отряды через свои земли, а с вторжением гуннов, возможно, вступили в союз с по-следними. В этом положении «сойм» «князей» постановил послов к уличам и тиверцам с просьбой о восстановлении дружбы, «приязни» и союза с ними. «Светлый князь» россов отправил «королю» вежливое послание: ничего не могу сделать.

В 376 г. гунны захватили и разрушили Тиру. Хотя город был разрушен, культура, соседствующая с ним, продолжала существовать до середины V в. н. э.

Оседлая жизнь земледельческого населения в Приднестровских землях практически прекратилась, прервалось и денежное обращение. Территория края в значительной степени была в запустении вплоть до заселения ее славянами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: