Желаемое состояние
Вторичные выгоды.
Способы решения проблемы и результаты использования этих способов.
Ситуации, в которых проблема возникает или проявляется.
Особенности сбора и использования информации
Процесс сбора и использования информации относительно нынешнего состояния, целей, препятствий и вспомогательных источников изменения более подробно описан нами в других наших книгах5. Поэтому здесь, в данном разделе, мы остановимся только на основных этапах этого процесса.
Наличествующее состояние
1. Переживание проблемы «здесь и теперь».
Здесь важно узнать следующее:
- проявление проблемы клиента:
- в его жизни;
- в его осознании;
5 См. Ковалев С. В. НЛП-консалтинг. Введение в человеческое благополучие. — М.: МПСИ, 2006; Ковалев С. В. НЛП-психокоррекция. Психотерапия благополучия, эффективности и счастливости. — М.: МПСИ, 2007.
- в визуальной, аудиальной и кинестетической модальностях;
- в модели «Мерседес-SK».
В данном пункте необходимо определить то, что является необходимым и достаточным, чтобы симптомы проблемного состояния возникли или обострились, а именно:
- место,
- время,
- условия и
- обстоятельства этого самого возникновения или обострения (где, когда, как, с кем и, возможно, почему).
Здесь важно не столько то, где и как клиент уже пробовал изменяться, сколько его «замусоренность» в связи с этими «пробами» и степень (уровень) доверия к тому, что ему может предложить специалист по Восточной версии нейропрограммирования. При этом следует всячески избегать весьма распространенного явления: огульного обвинения «испробованных» клиентом методов в недостаточной эффективности и восхваления собственного способа работы как «самого-самого». Это не просто аморально и непрофессионально, но еще и глупо, так как вызывает у клиента изначально завышенные ожидания, каковые могут не оправдаться именно в силу исходной завышенное.
На данном этапе следует пусть в первом приближении, но определить, что положительного дарит клиенту его проблема, то есть что она позволяет делать или, наоборот, не делать. Так, согласно К. и С. Саймонтон [29], например, любая болезнь:
- «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;
- предоставляет возможность получить заботу, любовь и внимание окружающих;
- «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для решения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации;
- предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения;
- «убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предъявляют окружающие или сам человек.
1. Запрос (то, чего реально хочет клиент).
2. Контекст. Здесь следует определить, при каких условиях, с какими людьми и в каких жизненных ситуациях клиент хочет иметь это самое «вместо», а где оно ему вовсе даже и не нужно.
3. Экология. Определяется то, насколько реализация запроса клиента облегчит или осложнит его жизнь, и одновременно рассматривается, что еще ему нужно для того, чтобы экология была максимальной (то есть что нужно добавить в запрос, а что из него убрать).
В принципе, использование данного аспекта, или этапа, сбора и использования информации важно не столько для психотерапии, сколько для консалтинга. Однако в некоторых случаях (например, единичного и кратковременного визита клиента) он оказывается совершенно необходимым для смещения человека с «мертвой точки» и придания ему нужного направления движения.
1. Структура плана. Прописываются этапы достижения цели, критерии достижения каждого из этапов, время их осуществления и последующие действия.
2. Ресурсы. Определяется все то, что клиент может использовать для достижения цели.
3. Препятствия. Определяется возможное сопротивление со стороны либо внешней среды, либо внутреннего мира клиента.
4. Начало процесса. Решается вопрос о вполне конкретном первом шаге, который клиент сделает уже сегодня, чтобы доказать самому себе то, что «процесс пошел» и он уже необратим, после чего намечаются несколько дальнейших шагов (от трех до семи).
По сути, именно описание настоящего и определение желаемого состояний и составляют суть сбора информации для последующего ее использования в ходе психокоррекции так, как это будет описано далее. Модель эта является универсальной и, например, в транзактном анализе рекомендуется при составлении контракта на изменение (см. далее) использовать схемы следующего вида [19, с. 420].
Область А | Область перехода | Область В |
Существующее положение 1. 2. 3. | Решение | Положение после изменения 1. 2. 3. |