Во избежание недоразумений сразу же отметим, что все, что мы писали ранее по поводу организации и осуществления консультирования и психокоррекции6, полностью относится и к процессу психотерапии личной истории (каковую, кстати, мы редко используем как абсолютно самостоятельную, а чаще в составе других систем и психотехнологий прагматически ориентированной Восточной версии нейропрограммирования). Однако есть в ней (психотерапии личной истории) своя специфика, которая в ряде случаев заметно облегчает предварительную работу по сбору информации о проблеме и определении запроса.
Во-первых, своеобразным фокусом, или центром, работы в психотерапии личной истории является все-таки проблема, отчего собственно формулирование желаемого результата оказывается как бы второстепенным и в ряде классических описаний психотехнологий психотерапии личной истории даже и не рассматривается.
Во-вторых, готовность к получению желаемого — основа пресловутого копинг-поведения, отражающая способность (прежде всего как готовность) человека решать свои проблемы, справляться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряженные или даже превышающие возможности [21], — являющаяся обязательным условием осуществления всех других видов психологической помощи, — в психотерапии личной истории как бы даже и не рассматривается. Поскольку подразумевается, что настрадавшийся от своей прошлой проблемы клиент имеет достаточную готовность к тому, чтобы справиться с ней с помощью психотерапевта (а при работе с желаемым будущим никакая дополнительная мотивация ему просто не нужна).
Мы не совсем (или совсем не) разделяем эту широко распространенную точку зрения, так как опыт нашей собственной работы показал и доказал исключительную роль создания готовности к изменению в любом варианте, модели, форме и виде психологической помощи. Тем не менее, следуя общепринятым воззрениям, опишем типичный сеанс работы с прошлым без упоминания о создании копинг-готовности [35].
Наилучшей отправной точкой в осуществлении работы с критическими инцидентами (основного и главного направления работы в психотерапии личной истории) является нежелательное физическое ощущение, то есть нечто неприятное, что клиент может ощущать прямо сейчас в своем теле. Добавим, однако, что будет лучше, если ощущение это, помимо своей неприятности, будет именно нежелательным — то есть обычно выступать триггером какой-то неэкологичной реакции (более четко и целенаправленно этот момент выражен в техниках изменения личной истории и реимпринтирования, с которыми вы познакомитесь далее). Итак, вы начинаете с того, что задаете клиенту вопрос:
«В связи с проблемой у вас бывают какие-то нежелательные ощущения, чувства или реакции?»
Определившись с тем, с чем вы собираетесь работать (например, с «ощущением холода внизу живота всякий раз, когда предстоит принять решение»), делайте следующий шаг:
«Закройте глаза и, ощущая это, перенеситесь обратно во времени к происшествию, в котором содержится это ощущение».
Дабы это произошло, полезно предложить клиенту расслабиться и предоставить бессознательному самому воспроизвести инцидент. Так что лучшей инструкцией к этому этапу будет:
«Удерживая это ощущение, дайте появиться происшествию, в котором оно содержится».
Если происшествие появилось, попробуйте определить, является ли оно центральным. Самый простой способ сделать это — предложить клиенту уйти далее в прошлое к самому первому инциденту, когда это ощущение проявилось. Впрочем, вы можете не спешить, а прорабатывать происшествия по мере их проявления. Как именно прорабатывать?
Первое, что здесь нужно сделать, это просто пережить происшествие заново. Возможно, что с вершины мудрого «здесь и теперь» то, что вскрылось и обнаружилось «там и тогда», окажется настолько несущественным, что клиент просто с облегчением посмеется над истинной причиной своих негативных эмоций и неэкологичных реакций. Такое бывает — но вот только довольно редко. Поэтому если вы хотите сразу же проработать выяснившийся инцидент, куда эффективнее будет воспользоваться любой техникой устранения проблемных состояний, на- вязчивостей и фобий, используемой в современном ней- ропрограммировании. Например, классической
психотехнологией десенсибилизации посредством движений глаз, которая делается так [37].
1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую вас часть. Желательно, чтобы в этом образе присутствовал полный VAKD, хотя это и не обязательно.
2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения — то есть той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например:
· Я бессилен (на).
· Я ничего не могу предпринять.
· Я ничтожество.
· Я не могу преуспеть.
· Я не достоин(на) успеха.
3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу данной неприятности — то есть то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например:
· Я обладаю необходимыми ресурсами.
· Я могу многое сделать.
· Я — человек, достойный уважения.
· Я вполне могу преуспеть.
· Я достоин(на) успеха.
4. Оцените собственную веру в это новое положительное самоопределение по семибалльной шкале, где 1 — «полностью не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1-2 баллов — так, увы, и должно пока быть.
5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцените уровень своего собственного беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9- 10 баллов — иначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3-4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого ДПДГ.
6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше — чьей-нибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца — указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для:
• горизонтальных движений (*=>),
• «диагональных» связанных движений),
• «большой горизонтальной восьмерки» (°°),
• движений по кругу (О).
7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:
• то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа;
• то, что вы теперь думаете о своей неприятности.
А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2-3 баллов близко к достаточному).
8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 8 и выше).
9. И, наконец, после того, как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-то в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий движений глаз — до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать.
Однако торопиться здесь не стоит, поскольку клиент может устранить, но не осмыслить важный эпизод из своей личной истории. И не извлечет урок из происшедшего. Именно поэтому можно посоветовать ему рассмотреть инцидент с какой-то другой точки зрения (что можно сделать и чисто технически, используя, например, разные перспективы — с «позиции лягушки» и «птичьего полета»).
«Может быть, в этом происшествии есть еще какая-то точка зрения? Как оно будет переживаться с этой точки зрения?»
Многократное переживание инцидента с различных точек зрения позволит вам перейти к следующей стадии и задаться вопросом о седьмом, ментальном компоненте записи инцидента:
«Может быть, во время этого происшествия были приняты какие-то решения?»
Попросите клиента попытаться сформулировать некое ограничение, которое он наложил на свою жизнь. Если ему удастся это сделать, приступайте к последнему этапу и спросите:
«Какие уроки вы можете извлечь из этого происшествия?»
И если клиент сможет более или менее внятно сформулировать эти уроки, считайте, что дело сделано и инцидент, как говорится, исчерпан.
Схема эта, конечно же, выглядит излишне упрощенной. И, наверное, именно поэтому данный автор [37] предлагает при проработке происшествия воспользоваться дополнительными ресурсами и с их помощью даже просто переделать инцидент (точнее, при добавлении этих самых ресурсов он обычно как бы переделывается сам). Мы не будем подробно описывать этот момент работы с происшествиями, поскольку именно ресурсирование инцидента является основным способом работы с ним в ряде нижеописываемых психотехнологий. Ограничимся тем, что сообщим, что под ресурсами здесь понимается все, что может помочь клиенту, а именно полезные способности, вдохновляющие чувства, восприятия, точки зрения, рассудительность, то есть умственные, эмоциональные, духовные качества, с помощью которых легче справляться с различными ситуациями. И приведем более краткое и компактное описание
техники повторного переживания происшествий [36].
1. Начните с ощущения, которое сейчас нежелательно.
2. Попросите клиента точно описать ощущение: где оно находится и какие у него особенности восприятия (визуальные, аудиальные и кинестетические).
3. Побудите его почувствовать ощущение прямо сейчас.
4. Предложите ему попросить свое бессознательное, чтобы оно дало появиться самому существенному происшествию, в котором есть это ощущение.
5. Если нужно, помогите ему собрать происшествие из разрозненных «осколков» восприятий.
6. Попросите его легко и отстраненно пережить (пройти) происшествие от начала до конца.
7. Сделайте это еще раз, если появляется новый материал.
8. Если это оказывается не центральным происшествием, найдите точный момент включения реакции, остановите в нем кадр, исследуйте, что происходит и попросите клиента удержать ощущение и найти более существенное происшествие. Начните работать с появившимся происшествием.
9. Если это оказывается центральным происшествием (травматическое происшествие, в котором есть жизненная ситуация, соответствующая ощущению, а не просто вторичные эффекты), то продолжайте работать с ним.
10. Спросите клиента, какие еще точки зрения есть в этом происшествии.
11. Рассмотрите и осуществите переживание происшествия со всех важных точек зрения, особенно причиняющих, а не только точек зрения следствия.
12. Спросите клиента о решениях, принятых в этом происшествии.
13. Спросите его о том, какие уроки можно извлечь из этого происшествия (нужно найти какой-то положительный урок).
14. Если после такой проработки происшествие не превратилось в положительное «учебное» переживание, можно добавить в него ресурсы или при необходимости переписать сценарий. Выясните, какие ресурсы улучшили бы ход происшествия, если бы были в нем. Попросите клиента найти в себе эти ресурсы и пережить происшествие так, будто в нем они у него были. Пусть происшествие произойдет по-другому, более положительно. Предложите клиенту вообразить, как бы обстояли дела после этого момента, если бы произошел или осуществился именно положительный исход: как бы он развивался по-другому, каким бы он был сегодня, как изменилось бы его будущее.
15. Побудите клиента вернуться в настоящее время, если он еще не в нем.
16. Заземлите клиента в настоящем, чтобы его внимание было обращено наружу и он хорошо осознавал происходящее.
17. Проверьте, как теперь он чувствует исходную область ощущения.
18. Если ощущение изменилось, но все еще неприятно, проследите это новое ощущение до центрального происшествия и проясните его.
19. Повторяйте этот цикл, пока ощущение не исчезнет или не преобразуется во что-то более полезное для клиента.
20. Закончив, обратите внимание клиента на внешний мир, заземлите его и предложите ему оценить теперь свое будущее.
Остается добавить, что, в отличие от выше и нижеописанного, при осуществлении психотерапии личной истории мы всегда выдерживаем следующую последовательность действий, как раз и описанных в классической модели SCORE.
1. Определение симптома (проблемы).
2. Формулирование желаемого результата.
3. Оценка вытекающего из этого результата эффекта.
4. Выявление причины проблемы (симптома).
5. Внедрение необходимых ресурсов.
Поскольку именно в этом случае решение проблемы в прошлом клиента оказывается не локальным, а неразрывно связанным с его же будущим...