Культура империи

Культура эпохи Республики

Литература

1. Античная цивилизация. М., 1978.

2. Античная литература. М., 1986.

3. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

4. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

6. Винничук А. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

8. Ильина Т.И. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.

9. Искусство Древней Греции. М., 1986.

10. История и культурология: Уч. пособие / Под ред H.B. Шишовой. М., 2004

11. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

12. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

14. Маринович Л.П. Древнегреческая цивилизация. М., 1989.

Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации

Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, завоеванные Римом, но особенно велика была роль этрусков и греков. С самого начала культуру Рима отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с собственной системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. По этой причине культура Рима отличалась разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены ценности покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Причем римляне во многих областях превзошли своих учителей, поднявшись до небывалых высот. В свою очередь Рим оказал значительное влияние на культуры завоеванных народов, результатом чего стала позднеантичная культура, послужившая основой для культур Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Становление римской культуры относится к историческому периоду времени республики (VI—I вв. до н. э.). Ее расцвет приходится на I—II вв. н. э. Этот период римской истории и культуры получил название времени империи. И завершающий этап римской культуры был назван периодом поздней империи (III—IV вв. н. э.), — время заката всей античной культуры.

Различные италийские народы и племена — сабиняне, латиняне, умбры, сманиты и др. — познакомили римлян с искусством градостроения, живописью, скульптурой, литературой.

В конце I в. до н. э. римское государство из аристократической республики превратилось в империю. С 31 г. до н. э. начинается новый период истории римской культуры. После убийства Юлия Цезаря и 14 лет гражданской войны к власти пришел Октавиан Август. Во время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую в себя восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески пропагандировались и стали одной из основных тем художественного творчества.

Согласно оценкам античных историков эпоха правления Августа была «золотым веком» всей культуры Древнего Рима. Так называемый римский мир, мирное развитие в период правления Августа, стимулировал расцвет различных видов искусств. В «век Августа» окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно оформилась самобытная римская культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.

Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали «золотым»). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август сохранял и поддерживал свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими силу искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Поэтому римская литература века Августа представлена целым созвездием замечательных имен: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукиан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т.д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять специальные функции по своему собственному заказу. Для этого он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным чиновником Меценатом

Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи империи был Публий Вергилий Марон, к поэтическому дару которого Август не раз прибегал с целью оправдания и прославления своих деяний. В ответ на эти запросы Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» (пастушеские песни). Вторым крупным произведением Вергилия стала поэма в четырех книгах «Георгики», воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство.

Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и в нижней части стен зданий помещали огромное мозаичное панно.

Из столицы империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками. Но в отличие от римской мозаики для мозаичных композиций так называемого «стиля провинциальной живописи» были характерны скованность движений, схематизм изображений, монотонность повторов. Сюжеты упрощались до одного действия, а обрамлению изображений отводилась ведущая роль: персонажей изображали только в жестких границах рамок, а сами рамки представляли собой однообразное размеренное расположение квадратиков, ромбов и других геометрических фигур. Местом широкого распространения «стиля провинциальной живописи» стали дома, храмы, гробницы сирийских городов, обнаруженные в Фаюмском оазисе в Египте.

В целом в эпоху империи римская культура продолжала развиваться. Однако в ее духовной культуре уже в I в. н. э. обозначились симптомы наступающего кризиса. Дело в том, что к этому времени идея великого Рима, как власти над всем миром, утратила свое значение. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Не случайно, что уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение уже достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель.

Начиная с I в.н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!» был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты гедонизм все больше оборачивался культом грубых наслаждений и развлечений. Имена императоров Калигулы и Нерона превратились в символы жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис послужили главной причиной заката римской культуры и гибели всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: